0
1355
Газета Люди и положения 2 Интернет-версия

15.02.2008 00:00:00

Любовь и смерть, рука в руку

Тэги: выставка, кунстхалле, вена


выставка, кунстхалле, вена Любовь неизбежно связана со смертью иллюзий, как показывает в своих работах американка Йен Свенси.
Фото из каталога выставки

Вот соседство, которое только на первый взгляд может показаться шокирующим. На деле же нехитрая формула человеческого счастья «Жить счастливо и умереть в один день» способна реализоваться разве что в мире искусства. Венский Кунстхалле одновременно показывает две выставки. Первая – «True Romance», на верхнем этаже здания, посвящена любви и романтическим чувствам, выставка этажом ниже называется «Viva la muerte!» («Да здравствует смерть!») и рассказывает о феномене смерти в латиноамериканской культуре.

На одном этаже жизнь показана в розовом цвете (розовый и впрямь доминирует во многих экспонатах), на другом – сквозь призму насилия, чувства незащищенности и культа «матушки-смерти». Каталог к «Viva la muerte!» полон цитат из классиков – от Маркеса и Варгаса Льосы до Бунюэля и Кортасара. Впрочем, приведенная ниже цитата взята из книги, давно уже вышедшей на русском.

«Нынешний мир живет так, словно смерти нет, – пишет Октавио Пас в эссе «День всех святых, праздник мертвых». – Никто не принимает ее в расчет. Напротив, ее сплошь и рядом упраздняют: возьмите проповеди политиков, рекламу торговцев, общественную мораль, повседневные привычки, неразорительные удовольствия и общедоступное спасение, которое сулят поликлиники, аптеки и стадионы. Но смерть – уже не мостик, а гигантская, зияющая и всеохватная пасть – караулит за каждым углом».

Пас завершает: «О смерти – «своей смерти», как мечтал Рильке, – не думает никто, поскольку никто не живет собственной жизнью. Всеобщая бойня – детище обобществленной жизни».

Знаки этой бесконечной бойни и представлены в Вене, тем более что программы новостей на всех телеканалах планеты полны именно криминальной информации (и характеризуются как раз полным отсутствием ее анализа). Вот видео Франсиса Алиса запечатлело человека, идущего с пистолетом через город. Никто из случайных прохожих не удивляется оружию, выставленному напоказ. Вот видеопленка запечатлевает, как художница Регинда Хосе Галиндо оставляет кровавые отпечатки ног на тротуарах – в память о жертвах военной хунты. Ее работа называется «Кто может смыть следы?». Вот фотосерия Бастиенна Шмидта фиксирует сцену погребения в Боготе, гроб, кладбище, пришедших сюда детей┘

Куда благообразнее образы выставки «True Romance. Аллегории любви от Ренессанса до наших дней», полной не только современного, но и классического искусства (этой весной ее покажут в Мюнхене, на вилле Штука, летом она отправится в немецкий Киль). В итоге сочетание работ Питера де Хоха и Марины Абрамович, Пармиджанино и Трейси Эмин, Густава Климта и Микеланджело Пистолетто создает обворожительный мир, в котором царят влечение и зависимость, очарованность и тоска по светлым чувствам, практически повсеместно распроданным в мире, где царят торгово-денежные отношения.

Идеализация чувств – непременное условие выживания человека, даже если тот склонен воспринимать окружающее как единое целое, где переплелись любовь и смерть. Впрочем, главная тема венского Кунстхалле на нынешний выставочный сезон не ограничена двумя этими понятиями. К любви и смерти добавлено еще «травма» во фрейдистском значении слова. Анализ этого сочетания и стал главной задачей кураторов, предложивших в качестве ответа экспозиции, лишь на первый взгляд кажущиеся простыми. Может быть, и на второй тоже, но главное здесь даже не подбор экспонатов, но скрытый диалог между выставками в целом. В этом диалоге и таится самое сложное искусство показывать сегодня искусство.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Карнавальный переворот народного тела

Карнавальный переворот народного тела

Юрий Юдин

100 лет тому назад была написана сказка Юрия Олеши «Три толстяка»

0
710
Тулбурел

Тулбурел

Илья Журбинский

Последствия глобального потепления в отдельно взятом дворе

0
701
Необходим синтез профессионализма и лояльности

Необходим синтез профессионализма и лояльности

Сергей Расторгуев

России нужна патриотическая, демократически отобранная элита, готовая к принятию и реализации ответственных решений

0
574
Вожаки и вожди

Вожаки и вожди

Иван Задорожнюк

Пушкин и Лесков, Кропоткин и Дарвин, борьба за выживание или альтруизм и другие мостики между биологией и социологией

0
370

Другие новости