Антон Файстауэр. Натюрморт, около 1911. Музей Зальцбурга.
Фото из каталога выставки
Период своего расцвета натюрморт пережил в Голландии в XVII веке. Хотя критики относились к нему с очевидным пренебрежением, успех жанра определила публика. Без многочисленных заказов не было бы смысла рисовать так много цветов и мертвой дичи, составивших теперь основу выставки «Блеск вещей» в зальцбургской галерее Резиденции. Она объединила три десятка работ из австрийских музеев и частных собраний, а также из коллекции князей Лихтенштейна. В центре внимания – искусство мастеров Утрехта и Гарлема, Лейдена и Антверпена. Особый интерес вызывают ванитас, изображавшие, в частности, человеческие черепа и связанные с темой memento mori – «помни о смерти». Идеологию барочных художников определяли здесь религиозные постулаты, причем как кальвинистов, так и католиков. Позже искусство замкнулось в каком-то смысле на собственных проблемах, на жизни цвета и формы. Выставка завершается работами австрийских авторов XX века, не очень, быть может, известных за границей, но оттого не менее интересных.