Для христианства на Западе уходящий год получился насыщенным. Окончательно обозначилось поле столкновения интересов протестантов и католиков. Это Латинская Америка, традиционно католический регион, в котором католиков с каждым годом становится все меньше, а протестантов все больше. На Конференции католических епископов Латинской Америки (CELAM) в бразильской Апаресиде в мае об этом говорили открыто и озабоченно.
Балансировало на грани раскола Англиканское Содружество. Американским епископалам было предписано воздержаться от посвящения в епископы гомосексуалов и не благословлять однополые союзы. В сентябре епископалы дали на это добро – «временно». Англикан-консерваторов из стран третьего мира это решение не удовлетворило. В отличие от неформального главы Содружества архиепископа Кентерберийского Роуэна Уильямса.
Достаточно активен был Папа Римский Бенедикт XVI. Правда, он путешествовал по миру заметно меньше, чем в 2006 году, – в мае побывал в Бразилии и этим ограничился. Зато произвел кадровые обновления в Коллегии кардиналов (она пополнилась 23 новыми «князьями Церкви») и на «восточном фронте»: перевел архиепископа Тадеуша Кондрусевича из Москвы в Минск, а на его место назначил итальянца Паоло Пецци. Бенедикт XVI трудился даже во время отпуска – писал энциклику Spe salvi («Спасенные в надежде»), опубликованную в конце ноября.
Нынешний Понтифик изменил правила избрания Папы на конклаве. Теперь кандидат в Папы должен будет в любом случае получить 2/3 голосов кардиналов, а раньше, чрезмерно засидевшись, иерархи могли решить вопрос простым большинством. Бенедикт XVI дал волю ностальгии по «старым добрым временам». К неудовольствию либералов, он восстановил в правах дореформенную Тридентскую мессу, а вдохновленная им Конгрегация вероучения подготовила документ, в котором утверждалось, что «Церковь Христова во всей полноте присутствует лишь в Католической Церкви». Православных и особенно протестантов этот документ совсем не обрадовал.
Диалог католиков с православными в уходящем году не слишком ладился. На встрече в Равенне в октябре православные и католические богословы приняли декларацию, в которой Папа назван «первым Патриархом», а Рим – «первым престолом». Но сама встреча началась со скандала – ее покинула делегация Московского Патриархата. Впрочем, виноваты в этом не католики, а Константинопольский Патриархат. Он чрезмерно огорчил православных братьев из Москвы, пригласив в Равенну представителей Эстонской Апостольской Церкви.
У Константинопольского Патриарха Варфоломея I год также выдался напряженным. Он не только ездил по разным странам и встречался с политиками, но и отстаивал в турецком суде юридическое право называться Вселенским Патриархом. Пока безуспешно.
Скончался кардинал Жан-Мари Люстиже. Ушел из жизни Румынский Патриарх Феоктист. Его преемник Патриарх Даниил успел вступить в конфликт с Москвой – в конце октября Бухарест объявил о создании новых румынских епархий в Молдавии. Встреча представителей двух конфликтующих Церквей в Болгарии никаких положительных результатов не дала. «Молдавскую проблему» Москве и Бухаресту придется решать уже в следующем году.