Каждый год 1 сентября в священный город Амритсар на севере Индии съезжаются сикхи со всего мира. Именно в этот день почти 400 лет назад в главную святыню сикхов Золотой храм (Хармандир Сахеб) пятый гуру Арджан Дэв принес священную книгу "Гуру Грант Сахиб". В ней изложены учения десяти гуру, принимавших участие в создании сикхизма. "Иконостас" с изображениями десяти гуру часто можно встретить в сикхских домах или в автомобилях.
Слово "сикх" означает "лев"
Тем, кто ничего не знает о сикхизме (религии, представляющей собой нечто среднее между индуизмом и исламом), следует дать некоторые пояснения. Сикхи поклоняются Единому Богу и отвергают идолов. Они верят в карму и в возможность перерождения после смерти, отвергают алкоголь и наркотики. Сикхизму почти 500 лет. Его основатель гуру Нанак (1469-1539) сорок лет путешествовал по Азии, побывал во многих местах - от Непала до Аравии.
Рассказывают, что однажды гуру Нанак был в Мекке и отдыхал, лежа ногами в сторону священной Каабы. К нему подошел мусульманин и строго сказал, что надо развернуться. Дескать, невежливо лежать ногами к святыне. "Почему?" - вопросил гуру Нанак. "Потому что там находится Бог!" - важно ответил мусульманин. "А скажи мне, брат, где Бога нет?" - кротко молвил гуру, и посрамленный собеседник ушел ни с чем.
Слово "сикх" означает "лев". Сикхи весьма воинственны. Они любят оружие и гордятся своей храбростью. Из сикхов получаются хорошие солдаты, пожарные, спасатели, телохранители. Ради своих идеалов сикхи с легкостью могут пожертвовать жизнью, своей или чужой. Одна из легенд гласит: во время страшного боя воин-сикх продолжал сражаться даже после того, как ему отрубили голову, и лишь когда последний враг был повержен, храбрый воин сам упал замертво. Фигуру сражающегося обезглавленного воина можно увидеть на одной из фресок, украшающих Золотой храм.
Индус в чалме - довольно привычный образ. А между тем сами индусы чалму не носят, чалма - это атрибут сикхов. Их можно видеть во многих индийских городах и селениях. Но особенно много их в штате Пенджаб. Согласно переписи 1971 года сикхи составляли более 60% от всего населения штата, индуисты - более 37%, христиане и мусульмане - 2,25%.
Непременными атрибутами сикхов являются также браслет на руке, гребень в волосах, кинжал на боку. Сикхам не полагается стричься и бриться. Для удобства сикхи подвязывают особо длинные волосы специальной сеточкой. Чалма - удел настоящих мужчин. Юноши носят лишь ее упрощенное подобие, а дети - вообще маленький платочек на голове, обхватывающий гребень. Цвет чалмы также имеет значение. Наиболее уважаемые сикхи ходят в чалмах синего цвета. Некоторые из них носят на чалме металлическое плоское кольцо с остро заточенным внешним краем. Оно предназначено для метания в противника. Ортодоксальные сикхи вообще любят оружие и носят с собой копья, мечи и прочие колюще-режущие изделия. На боку у них зачастую висит традиционный сикхский изогнутый кинжал-кирпан.
Иногда у храма можно увидеть паломника-сикха преклонного возраста, который едва переставляет ноги, но тем не менее в руке у него деревянное копье с металлическим наконечником.
Родина бесстрашных воинов
За историю существования Золотого храма его не раз грабили и даже пытались уничтожить, но всякий раз сикхи полностью восстанавливали его. Так, в 1761 году храм в очередной раз был разрушен, затем восстановлен и покрыт почти целиком листами из позолоченной меди. Отсюда и его нынешнее название - Золотой храм.
В ХVIII столетии, когда существовало множество сикхских кланов, часто враждовавших друг с другом, вокруг храма были построены бунги, специальное помещение для хранения оружия. Идея заключалась в том, что люди, приходящие в храм, должны оставлять оружие в принадлежащей данному клану бунге. Тем самым исключалась возможность вооруженных столкновений внутри храма. Однако их потомки в XIX веке использовали единственную сохранившуюся бунгу только для охраны подступов к храму. Бунга Рамгархия - это две высокие башни, соединенные извилистым подземным переходом.
Амритсар - столица штата Пенджаб. Пенджаб, родина бесстрашных воинов, имеет свою давнюю историю, уходящую во времена Вед (индуистских священных писаний) и даже еще глубже. Видный индийский историк и археолог д-р Х. Д. Санкалия считает, что люди впервые пришли к подножиям гор северо-западного Пенджаба в конце межледникового периода и начале второго ледникового периода на юго-западе Гималаев.
Когда арийцы обосновались в этом северо-западном регионе Индии, его стали называть Брахмришидесой. Одно время границы Пенджаба доходили до Афганистана на западе и равнин Ганга на востоке. Позднее греки дали этим местам название Пентопотамия (Пятиречье). Эти края пяти рек (слово "пандж" означает "пять", а "аб" - "вода") стали называться Пенджабом в период правления императора Акбара в XVI веке. Сейчас индийский штат Пенджаб лежит между реками Рави и Гхаггар.
Амритсар - исторический, культурный и религиозный центр сикхов. Он был основан в 1577 году на берегах священного озера, на середине которого находится Золотой храм - "сикхская Мекка", в которую съезжаются паломники со всей Индии и даже из-за ее пределов.
После кончины могольского императора Аурангзеба в 1707 году могольская мощь начала ослабевать по причинам борьбы за власть местных сатрапов, неоднократных вторжений афганских племен и прихода англичан. Среди сикхов преобладали антимогольские чувства, поскольку моголы-мусульмане преследовали сикхских гуру. Именно на этой стадии в Пенджабе и пустила корни система правления сикхских "конфедераций". Их насчитывалось двенадцать, и они все были равны, однако имели разную военную силу. Каждая из них была свободна действовать по-своему в том районе, который она контролировала.
Мятеж сикхских сепаратистов
В 1984 году в Амритсаре произошли драматические события. Сикхские сепаратисты, подстрекаемые соседним Пакистаном, потребовали дополнительных привилегий, автономии и даже независимости. Индира Ганди была сильным политиком и не могла допустить посягательств на целостность государства. За свои сепаратистские выступления сикхам пришлось заплатить огромную цену. Правительственные войска сломили сикхское сопротивление.
В июне 1984 года в ходе операции "Голубая звезда" Амритсар был очищен от экстремистских элементов подразделениями индийской армии. Последние мятежники засели в Золотом храме и держали оборону. Индира Ганди отдала приказ штурмовать храм и уничтожить сепаратистов. Для решающей атаки было выбрано ночное время, что привело к крупным потерям. В числе прочих боевиков был уничтожен главарь сикхских сепаратистов Дж. С. Бхиндранвала.
Во время операции этой армия столкнулась с наибольшими трудностями, "зачищая" именно этот район; потери там составили по меньшей мере 40 человек. За отданный приказ Индира Ганди также поплатилась своей жизнью. Она была убита своим собственным телохранителем-сикхом.
Но, как говорится, не было счастья, да несчастье помогло. В ходе работ, которые велись в комплексе Золотого храма, после очищения его от боевиков, в главном здании Акал Такхте под слоем копоти и известки были обнаружены богатые фрески, посвященные основателям сикхской религии гуру и темам из древнеиндийской мифологии. Восстановление фресок велось квалифицированными специалистами из Национального музея Индии.
Как добраться до святыни
Паломники, прибывающие в Амритсар на поезде, могут не суетиться в поисках такси или рикши. Специальные автобусы-шаттлы бесплатно доставят пилигримов от железнодорожного вокзала прямо к храмовому комплексу. Здесь же по желанию они могут получить пристанище в паломнической гостинице, тоже "за так", то есть бесплатно (правда, добровольные пожертвования приветствуются).
Почетным сикхским делегациям выделяются отдельные комнаты. А все остальные могут разместиться на циновках. Иностранцам предоставляют отдельное помещение, которое охраняет бдительная стража, вооруженная копьями. Охрана вовсе не бесполезна. Возле входа висит щит с фотографиями воров, пойманных в гостинице.
Если вы захотите в Амритсаре снять номер в обычной гостинице (5-10 долларов за сутки), то дорогу к Золотому храму можно легко отыскать по указателям с надписью "Golden Temple", установленным на главных перекрестках. Да и близ храмового комплекса теснятся десятки отелей; особенной популярностью пользуется гостиница "Temple wiew", из окон которой открывается величественный вид на Золотой храм, словно алмаз в оправе белоснежных построек, обрамляющих озеро.
Амритсар - перенаселенный и шумный, как все провинциальные индийские города, но в то же время не похожий ни на один из них. Вся экономика Амритсара "завязана" на чтимой святыне. Даже полуграмотные рикши зазывают иностранных клиентов по-английски: "Голден темпл! Голден темпл!" На вывесках повсеместное самовольное использование популярного "брэнда". Как вам понравятся такие сочетания: "Транспортное агентство гуру Нанака", "Парикмахерская гуру Нанака", "Запчасти гуру Нанака" и даже "Женские платья гуру Нанака"?
На перекрестке, неподалеку от чтимой святыни, привычного указателя нет: и так все ясно. Впереди величественные храмовые строения белого цвета. Сюда тянутся многочисленные паломники в праздничной одежде.
При входе в Золотой храм гостей просят разуться и сдать обувь в камеру хранения. Голова посетителя обязательно должна быть прикрыта чалмой или платком, а ноги омыты в специальной нише с проточной водой. Каждого вошедшего встречает огромное пространство внутренней территории. В центре прямоугольный искусственный пруд, в середине которого сверкает на солнце сам Золотой храм. Из динамиков льются песнопения; паломники степенно обходят пруд по часовой стрелке. Тихая и величественная атмосфера храма составляет контраст с суетой и хаосом близлежащих улиц. Однако безмятежное спокойствие на храмовой территории поддерживается с большим трудом. На подходе к Золотому храму постоянно дежурят полицейские с автоматами. Рядом с КПП переносные барьеры-щиты: в случае чего ими можно быстро заблокировать улицы, ведущие к храму.
Все для паломника
Несмотря на всю внешнюю воинственность, сикхизм крайне демократичная и, можно сказать, добрая религия. Сикхи очень гостеприимны и приветливы. Любому посетителю, вне зависимости от его вероисповедания, в сикхском храме будут рады. Его бесплатно накормят в местной столовой и даже предложат ночлег.
Ежедневно через бесплатную столовую Золотого храма проходит до пятидесяти тысяч человек. Еда простая, но сытная. Белый рис, похлебка из чечевицы, лепешка-чапати и плошка с водой. Трапезничающие рассаживаются прямо на полу на длинных половиках. Добровольцы из сикхской коммуны разносят еду в корзинах и кастрюлях. Брать можно столько, сколько захочется. Если не хватает, принесут еще. При раздаче хлеба надо выставить ладони перед собой, будто бы просишь подаяние. Этим ты демонстрируешь смирение и укрощаешь собственную гордыню. В знак благодарности можно чуть поклониться, сложив ладони вместе вертикально. Долго возиться с едой не следует, надо позволить поесть и другим.
В каждом из четырех углов двора расположены места для питья. Добровольцы, работающие там, без устали наливают всем желающим чистой питьевой воды, потом тщательно моют посуду, прежде чем использовать ее снова. В Индии, не отличающейся чистотой и санитарной безопасностью, такая забота весьма оправданна. Каменный пол храмовой территории также регулярно моют, чтобы паломники могли ходить босиком, ничего не опасаясь.
В зимнее время года ходить босиком по храмовому полу, вымощенному мраморными плитами, довольно зябко. Поэтому вдоль всего обширного пруда-озера по периметру тянется широкая зеленая полоса плотной ткани. По этому зеленому "коридору" и шествуют неспешно многочисленные паломники.
Храмовый пруд интересен сам по себе. Его обитатели, крупные карпы, подплывают совсем близко к кромке берега и жадно открывают рты, надеясь на подношение. В пруду можно совершать омовение, и даже считается, что это приносит удачу и здоровье. Говорят, один из царей древности, купаясь в этом пруду, излечился от проказы. Поэтому теперь, желая исцелиться от всех болезней, в нем плавают десятки паломников. Для тех, кто не умеет этого, предусмотрены специальные цепи-гхаты, прикрепленные к берегу. Схватившись за них, можно легко вылезти из воды, не подвергая себя риску быть увлеченным на дно голодными карпами (не съедят, но защекочут).
Многие паломники черпают воду из пруда, окропляют голову, а затем еще раз набирают воды в ладонь и с благоговением пьют ее. Европейцу это непривычно (инфекция, дизентерия!), а местный люд - привыкший, их ничто не берет. Тем более что вода в пруду - проточная. Близ храмового комплекса высится водонапорная башня, обеспечивающая постоянную прокачку священного озера.
Праздник, с которым не хочется расставаться
В храм тянется длинная очередь. Желающие совершить пожертвование платят деньги в кассу и получают порцию сладкой каши (прасад) на большом зеленом листе. В центре храма на первом этаже сидят музыканты. Вокруг набросаны деньги и цветы, жертвуемые верующими. Двое служителей сгребают деньги в деревянный ящик, чтобы их не накапливалось слишком много.
По лестнице можно подняться на второй этаж. Любой желающий может взять себе там молитвенник на хинди и посидеть на ковре, читая тексты и медитируя. Там же находится огромный экземпляр книги "Грант Сахиб", который читается 24 часа в сутки. В ней приведены правила и принципы, согласно которым должны жить люди вообще, и сикхи в первую очередь. Чтец сидит молча, изредка перелистывая гигантские страницы. Он не прерывает свое занятие ни на минуту. Если стемнеет, включается свет, и он продолжает читать. Если выключится электричество, он достанет карманный фонарик. Если устанет, другой чтец сменит его. Священную книгу читают без перерыва еще в нескольких местах храмового комплекса. В некоторых святилищах ее читают вслух и нараспев.
Если подняться еще выше, то можно попасть на крышу храма и осмотреть территорию с высоты. Зрелище, предстающее перед глазами наблюдателя, величественно и незабываемо. А мелодичная музыка все продолжает играть, рождая в душе особое ощущение причастности к чему-то возвышенному. Храм, окутанный мягким светом восходящей луны, вызывает у паломников благоговейный трепет. В полумраке слегка поблескивает золотой купол. Вечером храм украшают многочисленные огни. Они сверкают и переливаются, отражаясь в водной глади и создавая волшебную атмосферу праздника, с которым не хочется расставаться.