Видные представители Католической и Евангелической Церквей Германии серьезно обеспокоены нынешним духовным состоянием общества, его религиозным кризисом. Значительное изменение немецкой конфессиональной среды началось с объединения Германии, хотя соотношение католиков и протестантов в стране остается примерно равным (соответственно 26,6 и 26,3 млн.).
Согласно последним исследованиям, религиозными людьми считают себя только 39% немцев, примерно столько же относят себя либо к атеистам, либо "скорее к неверующим". Даже в таком оплоте католицизма, как Бавария, "скорее религиозными" называют себя только 50% опрошенных.
В значительной мере это связано с общими кризисными явлениями современного общества в ФРГ. Проводимые в стране социально-экономические реформы носят радикальный характер, меняют привычные устои жизни и социальной стабильности. Их последствия сказываются на настроениях миллионов немцев. При этом наиболее сильно удручает безостановочный рост массовой безработицы, от которой сейчас страдают более 5,2 млн. человек.
Согласно опубликованному в начале марта правительственному докладу, ниже уровня бедности в богатейшей стране Европы живут более 11 млн. человек, или 13,5% населения. Еще одним фактором, раздражающим общество, является обогащение экономической элиты. Именно в период социально-экономических неурядиц многие ее представители отличаются безудержной жаждой наживы и утратой сознания социальной ответственности перед обществом.
Церковь, по мнению председателя Конференции католических епископов Германии кардинала Карла Лемана, должна "вернуть себе высокую степень доверия", поскольку она не может стоять в стороне от острых проблем общества. Не удивительно, что представители обеих основных конфессий страны в последнее время явно усилили внимание к социальным, экономическим и политическим аспектам жизни. Буквально на днях в Дуйсбурге глава Евангелической Церкви земли Северный Рейн-Вестфалия Николаус Шнайдер заявил: "От имени Всевышнего я заявляю: эксплуатация, жадность и алчность отвратительны, ибо они несут семена смерти и разрушения".
Впервые я получил представление о причастности Католической Церкви к социальным проблемам трудящихся много лет назад, будучи корреспондентом газеты "Труд" в Западной Германии. Однажды на съезде Объединения немецких профсоюзов в Штутгарте ко мне обратился немецкий коллега-журналист и сказал, что со мной хотел бы познакомиться патер Базилиус...
Вскоре мы уже сидели за кофе, присматриваясь друг к другу. Священник был одет в обычный черный костюм и черную рубашку с пасторским воротничком. Он оказался на удивление живым и остроумным собеседником. "Как это вы так сразу согласились встретиться со мной? - начал он. - Все-таки я католический священник-доминиканец, вдруг завербую, обращу вас в свою веру. Или вы уже успели связаться с Москвой, получить разрешение от КГБ?". Мне ничего не оставалось, как успокоить его и сказать, что "разрешение есть".
Священник расспрашивал, чем занимаются у нас профсоюзы, могут ли в них состоять верующие, "если такие вообще остались при коммунизме". Я же, наслышанный о Евангелической Церкви, как "более близкой к жизни", узнал, что Католическая Церковь тоже не чурается актуальных социальных проблем и стремится воздействовать на пути их решения с помощью своего авторитета. Потом мы не раз встречались и беседовали на разных профсоюзных мероприятиях, на которых он почти всегда присутствовал.
Однажды он пригласил меня в "свою монастырскую келью", пообещав угостить кофе. Но, когда я собирался в доминиканский монастырь Сант-Августин под Бонном, мне позвонили и предупредили, что визит отменяется, а по всем интересующим меня вопросам следует обращаться в Объединение писателей-католиков. На форуме христианско-демократического крыла немецких профсоюзов патер Базилиус рассказал мне, что начальство перепугалось и запретило принимать советского журналиста в монастыре. Позже я узнал, что этот священник был известным богословом и принимал участие в разработке социального учения Католической Церкви.
Сегодня среди католических богословов Германии, активно обсуждающих социально-политические проблемы, звучат уже другие имена. Например, в настоящее время весьма авторитетным является епископ Рейнгард Маркс. Это не родственник основоположника революционного социально-экономического учения Карла Маркса, а всего лишь его однофамилец, которого несколько лет назад Папа Иоанн Павел II назначил главой Трирской епархии.
Рейнгард Маркс - один из самых молодых прелатов Католической Церкви в Германии. Его карьера началась в индустриальном центре Рура - Дортмунде. Там он в 28 лет стал духовным наставником городской организации Христианско-Демократического союза, ее целью было привлечение верующих к активной политической и профсоюзной деятельности. Сейчас ему чуть более пятидесяти, епископский сан получил в 42 года и поначалу был епископом в городе Падерборн. Одновременно с этим он стал профессором в Падерборнском университете на кафедре, занимающейся проблемами христианского социального учения.
Маркс зарекомендовал себя как весьма образованный, современный и гибкий деятель Церкви. Он не уклоняется от дискуссий даже по таким острым для Католической Церкви темам, как аборты и однополые браки. Но наибольшую известность он приобрел как выразитель довольно смелых для католика представлений в отношении проблем социальной и экономической политики.
Воззрения Католической Церкви, политически тесно связанной с Христианско-Демократическим и Христианско-Социальным союзами, зачастую считаются более консервативными и несовременными по сравнению с представлениями протестантов. Тем более что Евангелическая Церковь сыграла большую роль в событиях 15-летней давности, приведших к падению режима в ГДР и объединению Германии. Однако именно в социальной сфере идеи католических кругов тоже претерпевают изменения. И в этой связи очень интересны взгляды Рейнгарда Маркса на процесс и последствия социально-экономических реформ, которые Трирский епископ изложил в феврале в обширном интервью на страницах газеты "Вельт".
Впрочем, епископ Маркс и до этого выступал за то, чтобы Церковь "критически взглянула" на процесс глобализации. По его мнению, в современном капитализме существует опасная "тенденция подчинять все диктату экономических интересов". Епископ утверждает, что сведение всех жизненных ценностей к экономике не может довести до добра.
Рейнгард Маркс считает, что католическое социальное учение с его представлениями о жизни общества является в высшей степени современным. Что же касается понятия "справедливость", несмотря на то что в учении Церкви это слово встречается не столь часто, оно остается принципиальной идеей, важным ориентиром в таких вопросах, как индивидуальность и солидарность.
"Поэтому мы также говорим о необходимости политической справедливости. Рамочные условия должны обеспечивать людям равные шансы в зависимости от их возможностей". Это звучит почти по-марксистски, но для Рейнгарда Маркса речь идет об общем благе, а не о "справедливости распределения".
Касаясь чрезвычайно болезненной проблемы массовой безработицы, епископ Маркс считает реформу рынка труда в принципе правильной, но ее последствия требуют быстрой и гибкой корректировки. По убеждению епископа Маркса, "главная стратегия должна состоять в том, чтобы люди имели работу. Именно безработица является существенной причиной бедности. Поэтому я и настаиваю на том, что мы нуждаемся в общественном содействии труду. Современная эффективная налоговая система относится к центральным темам социальной справедливости. Те, кто больше имеет или больше зарабатывает, должны и больше отчислять на нужды государства".
В реальности "общественная поддержка труда", к которой призывает епископ Маркс, не может обойтись без финансового участия государственных и коммунальных структур в интенсификации экономики, создании новых рабочих мест. Это не просто, резюмирует он, "но инвестировать в труд всегда лучше, чем в безработицу".