Индию называют демократическим государством. С этим можно согласиться: ведь в этой стране в отличие от соседнего Пакистана правительства всегда сменяли друг друга в результате свободных выборов. Очередные выборы в Лок Сабху, национальный парламент, состоятся в апреле-мае нынешнего года. Ввиду огромной территории и организационных проблем выборы будут проходить в четыре тура: 20 апреля - в 16 штатах, 26 апреля - в 11 штатах, 5 мая - в 7 и, наконец, 10 мая - еще в 16 штатах.
Конечно, большую роль в исходе голосования будет играть религиозный фактор. В Индии, стране, насчитывающей свыше миллиарда жителей, существует много религий: 80,3% населения - индуисты, 11% - мусульмане, 2,1% - христиане, 1,1% - сикхи, но есть еще джайнисты, буддисты, парсы и т.д. Может показаться, что мусульман сравнительно немного, но в пересчете на огромную массу населения это свыше 100 млн. человек.
Для оставшихся в Индии мусульман жизнь никогда не была легкой. До 1999 г. в стране правила светская партия "Индийский национальный конгресс" (ИНК), продолжившая политику Махатмы Ганди, а потом Джавахарлала Неру, его дочери Индиры Ганди (которая с Махатмой нечего общего не имела, просто ее муж был его однофамильцем) и ее сына Раджива, ставшего, как и сама Индира, жертвой террористов. После гибели Раджива лидером ИНК стала его вдова, католичка, итальянка по национальности. В случае победы ИНК на выборах она могла бы стать премьер-министром. Но в 1998 г. к власти пришла националистическая партия "Бхаратия джаната парти" (БДП) во главе с Аталом Бихари Ваджпайи, поддерживаемым коалицией "Национальный демократический альянс".
Цель БДП - утверждение "хиндутвы". Этот термин можно было бы перевести как "индийство", т.е. совокупность того, что составляет в понимании ее идеологов сущность индийского национального характера, в формировании которого ключевая роль принадлежит индуизму. БДП выросла из организации "Национальная добровольческая сила" - "Раштрия сваямсевак сангх" (РСС). Она была основана в 30-х годах XX века в разгар борьбы за независимость. Ее основатель Мадхав Садхашив Голвалкар называл себя "сарсангхчалак" ("верховный вождь силы"), а сторонники считали его "гуруджи" ("любимый учитель").
Голвалкар открыто симпатизировал Гитлеру. В своих работах он одобрял истребление евреев нацистами, предлагая аналогичные методы для "решения мусульманского вопроса" в Индии. До недавнего времени портреты Голвалкара висели в офисах БДП рядом с портретами Ганди, но потом лидер партии Ваджпайи приказал их убрать.
Ясно, что под властью БДП мусульманам и другим религиозным меньшинствам приходится несладко, особенно в штате Гуджарат, где они составляют примерно 9% от 50-миллионного населения. Накануне выборов индийское Центральное бюро расследований огласило окончательные выводы о трагических событиях в феврале 2002 года в Ахмедабаде, экономическом центре Гуджарата. Здесь в ходе столкновений между индуистами и мусульманами убиты свыше двух тысяч человек, большею частью мусульмане. Это было местью индуистов за то, что накануне на железнодорожной станции города Годха мусульманские экстремисты подожгли поезд, в котором находились индуистские паломники.
Паломники направлялись в город Айодхья, ставший символом вражды между сторонниками обеих религий. Там же в декабре 1992 г. толпы индуистских фанатиков по наущению Лала Кишенчанда Адвани, лидера БДП и нынешнего вице-премьера индийского правительства, снесли старинную мечеть Бабура ("Бабри масджид"), построенную на месте, где до исламского завоевания Индии стоял один из важнейших храмов в честь бога Рамы. С тех пор "вопрос Айодхьи" приводит ко все новым столкновениям.
В преддверии выборов Адвани будет проводить всеиндийскую "ратх ятру" (нечто вроде "крестового похода"), которая уже началась в городе Каньякумари. Адвани заявил, что во время предвыборной "ятры" он будет избегать антимусульманских и антихристианских высказываний, например не будет упоминать об Айодхье. Как отмечает газета "The Times of India", "для БДП будет нелегко балансировать между интересами ее партнеров по "Национальному демократическому альянсу" и интересами ее идеологических спонсоров из РСС".
Мусульмане с тревогой смотрят на все происходящее. Как пишет газета "New Nation", "до тех пор пока РСС будет проповедовать свою идеологию "хиндутвы", а БДП сохранит с ним крепкую связь, не приходится надеяться, что БДП превратится в партию умеренно-религиозной ориентации вроде христианско-демократических партий в Европе". Поэтому большинство мусульман голосовать за БДП скорее всего не будет.
Некоторые обозреватели опасаются, что до завершения выборов произойдут межконфессиональные столкновения. Среди индийских мусульман много шиитов (около 20%). Многие во время праздника "ашура", когда вспоминают "мученичество" Хусейна, сына халифа Али, ожидали худшего. В этом году "ашура" приходилась на начало марта. Самые многолюдные шествия бичующих себя участников процессий ("шахсей-вахсей") состоялись как раз в Гуджарате.
Тысячи полицейских и спецназовцев штата были приведены в боевую готовность. К счастью, в самом Ахмедабаде не было инцидентов, но в Бароде, в 125 км от этого города, мусульмане и индуисты забросали друг друга камнями, при этом погибли три человека.
За время правления БДП в Индии были приняты законы, нарушающие свободу совести. Например, в Гуджарате по инициативе Нарендры Моди, премьера местного правительства, был одобрен закон, запрещающий переход из индуизма в другие религии, прежде всего в ислам и христианство. Правда, закон формально запрещает только "насильственное обращение". Однако и тот, кто хочет перейти в другую религию добровольно, должен обосновать причины своего поступка в суде. Аналогичное законодательство уже существует и в других штатах. Сторонники "хиндутвы" особенно обеспокоены тем, что в ислам и христианство часто переходят члены "низших" каст индуистского общества.
Религиозная нетерпимость некоторых индуистских групп вроде "Шив Сены" и других (помимо РСС) принимает иногда курьезные формы. Например, они объявили войну Дню святого Валентина. 14 февраля активисты организаций в ряде индийских городов избивали молодых людей и даже сжигали изображения святого. Все это получило одобрение одного из лидеров БДП Шесадри Чари, заявившего, что "есть вещи, приемлемые для американцев, но не для индийцев".
Те, кто считает индуизм религией мира и любви, во многом правы. Вот только сами индусы не всегда соответствуют миролюбивому характеру своей веры.