На площади Святого Петра в присутствии около 10 тыс. верующих Папа Римский Иоанн Павел II официально возвел 21 октября нынешнего года в сан кардинала 30 прелатов Римско-Католической Церкви.
После октябрьской консистории число кардиналов возросло до 195, это самый многочисленный состав Священной коллегии кардиналов за всю ее историю. Однако не всем из них предстоит избирать нового Папу: в "конклав" войдут только те из них, кому еще нет 80 лет. Таких сейчас 135 человек.
Конечно, каждый Римский Понтифик старается обеспечить продолжение своей линии. Но это не всегда удается. Прогнозы о возможном преемнике строятся на основе расстановки сил в Священной коллегии. Во внимание принимаются два параметра: соотношение между представителями различных стран и идеологических концепций (консерваторы - прогрессисты). Соотношение между географическими ареалами примерно такое же, что и во времена избрания Иоанна Павла II. Из 135 кардиналов - 66 уроженцев Европы (из них 23 итальянца), 24 - Латинской Америки, 18 - Азии и Океании, 14 - Северной Америки, 13 - Африки.
Выбор итальянца в качестве нового Папы был бы самым "нейтральным". За всю историю папства, за исключением самого раннего периода, неитальянцев можно пересчитать по пальцам. Среди новых кардиналов шесть итальянцев, трое из них служат в курии: Франческо Маркизано, Аттилио Никора и Ренато Мартино, а трое управляют епархиями: Тарчизио Бертоне (Генуя), Эннио Антонелли (Флоренция) и Анджело Сола (Венеция). Венецианские архиепископы, как и лиссабонские, по традиции носят титул "патриарха", который, однако, ничего существенного не означает. Стоит отметить, что в свое время венецианскими патриархами были Иоанн XXIII и Иоанн Павел I. Но, несмотря на это, Анджело Сола не входит в круг предполагаемых кандидатов на папство. Избрание африканца пока считается преждевременным, больше шансов у латиноамериканцев, поскольку Католическая Церковь на их континенте обладает большим авторитетом.
Однако наиболее важным представляется идеологический фактор, т.е. противостояние либералов и консерваторов. Политика Иоанна Павла II не поддается точной "классификации". Он либерал в области межрелигиозного диалога и признания ошибок Церкви, но строгий консерватор в области вероучения и нравственности. Он выступает против рукоположения женщин, брака клириков, контроля над рождаемостью, внебрачных отношений, абортов, гомосексуализма и т. д.
Политические предпочтения нового Папы могут сказаться на будущих отношениях между Римско-Католической и Русской Православной Церквами. При Иоанне Павле II этому вопросу уделялось особое внимание. Если преемником Иоанна Павла II окажется, допустим, латиноамериканец или африканец, то отношения с РПЦ будут волновать Святой Престол в меньшей степени.
Кого будут поддерживать кардиналы на конклаве? Один из кандидатов, который пользуется большой популярностью, - это Диониджи Теттаманци, заменивший Карло Марию Мартини на Миланской кафедре. Его поддерживают как "либералы", так и "консерваторы", хотя он тяготеет скорее ко вторым. "Восточноевропейский блок" (16 кардиналов) симпатизирует пражскому архиепископу Милославу Вылку. К нему благосклонно относятся и "либералы". Наиболее вероятные кандидаты из Латинской Америки - это Оскар Андрес Родригес Марадьяга (Гондурас) и мексиканец Норберто Ривера Каррера. Впрочем, у последнего почти нет сторонников за пределами испаноязычных стран.
Единственным африканцем, у которого есть шансы занять место Иоанна Павла II, является нигериец Фрэнсис Аринзе, популярный не только внутри "африканского блока" (14 кардиналов), но и среди части "консерваторов".
Однако, как показывает опыт, именно тот, кого все прочат в новые Понтифики, никогда не бывает избран.