В индийской деревне Серендхи в 65 км от Агры, где находится знаменитый Тадж-Махал, жили двое влюбленных. Девушку звали Вимла, юношу Гуддан. Она была мусульманкой, а он индуистом. Как будто ничего особенного: подобных пар в мире миллионы. Но Вимла и Гуддан жили в Индии, а в древней стране Бхарат это не проходит безнаказанно.
Трое братьев девушки (мировые агентства печати сообщили их имена: Мукеш, Мунна и Банти) застигли влюбленных врасплох и, недолго думая, палками и металлическими прутьями забили сестру и ее избранника до смерти. Потом они явились в полицию, рассказали о содеянном и были арестованы. Братья никакого раскаяния не испытывали. Они гордились своим "подвигом": лучше, чтобы сестра погибла, чем была опорочена любовью к иноверцу. Немногие газеты решились опубликовать эту новость, да и то спрятали в рубрике "Разное".
Увы, подобный образ мыслей присущ многим индийцам обеих крупнейших религиозных общин страны - индуистов (более 80% населения) и мусульман (10-15%). Жертвами этой крайней религиозной нетерпимости все чаще становятся и приверженцы других религий страны: сикхизма, джайнизма, христианства. Ислам имеет в Индии древние корни. Арабы завоевали провинцию Синд (ныне Пакистан) в 711 г. Проникновение ислама продолжилось и в следующие века: в 1192 г. Кутб-уд-дин Айбак завладел Северной Индией, основав Делийский султанат, который достиг вершины своего могущества в 1290-1320 гг. и в 1327 г. начал распадаться.
Исламская власть в Индии была установлена в 1526 г., когда Захир-уд-дин Мухаммад Бабур, потомок Тимура (Тамерлана), полководец и поэт (автор "Бабур-наме"), отправившись из Средней Азии и завоевав Кабул, двинулся на Индию. Там он основал империю Великих Моголов, продержавшуюся де-факто до 1803 г., когда англичане завоевали Индию, юридически же вплоть до 1858 г., когда колонизаторы сместили последнего императора Акбара. В отличие от Османской, другой великой мусульмано-суннитской империи, в Индии, несмотря на то что власть была сосредоточена в руках приверженцев Пророка, большинство населения тем не менее оставалось индуистским.
Отношения между индуистами и мусульманами всегда были сложными. Обострились они в эпоху британского владычества, особенно в 30-40-е годы прошлого века. Обе общины боролись с колонизаторами, но одновременно воевали между собой за сферы влияния в постколониальной Индии. Еще в 1885 г. был основан сначала Индийский национальный конгресс, а в 1906 г. - Мусульманская лига. Их наиболее известными лидерами были соответственно Мохандас Махатма Ганди и Мухаммад Али Джинна.
Позже возникли боевые организации: с мусульманской стороны "Джамаат-и Ислами" ("Исламское общество"), а с индуистской стороны "Раштрия Сваямсевак Сангх" (РСС - "Национальное добровольческое общество"). Обе организации существуют и по сей день.
Их антибританская направленность во время Второй мировой войны переросла в откровенную симпатию к Гитлеру и Муссолини. Это в особенности касается основателя РСС Голвалкара, который в книге "Мы. Определение нашей нации", опубликованной в 1939 г., открыто высказывал свое восхищение нацистской идеологией. Он, в частности, писал: "Чтобы сохранить чистоту расы и ее культуру, Германия очистила страну от евреев. Это высочайшее проявление чувства расового превосходства потрясло мир". Такими же принципами, по мнению Голвалкара, должна была бы определиться и судьба не-индуистов в независимой Индии: "Чуждые расы в Хиндустане должны принять культуру и язык индуистов и раствориться в индусской расе. Остаться в стране, сохранив свою идентичность, они могут, только будучи в полном подчинении у индусской нации, не требуя ни привилегий, ни даже гражданских прав".
Этой программе не дано было осуществиться. В независимой Индии (ее основатель Ганди был убит террористом из РСС) победила умеренно-секуляристская линия Ганди и его преемника Джавахарлала Неру. Но индуистские фундаменталисты от программы Голвалкара не отошли. Они активизировались в 1964 г., когда под руководством адвоката Шри Шива Шанкара Апте возник "Вишва Хинду Паришад" (ВХП - "Всемирный индусский совет"). Его цель - утверждение и защита "хиндутвы" (не просто "индуизма", а, так сказать, "индийского духа", всей совокупности индийских религий, культуры, традиций). В 1966 г. премьер-министром Индии стала дочь Неру Индира Приядаршини Ганди. В 1984 г. она была убита экстремистом-сикхом.
За все это время индуистские экстремисты были оттеснены на задний план, но в 1992 г. произошло событие, изменившее баланс сил в их пользу. Подстрекаемая активистами РСС и ВХП под руководством Лала Кришны Адвани, лидера молодежной организаций "Баджранг Дал" (БД - "Отряд сильных"), толпа индуистов-фанатиков штурмовала и разрушила в городе Айодхье мечеть Бабура, построенную в XVI в. основателем империи Моголов там, где раньше стоял индуистский храм, посвященный рождению бога Рамы. Адвани, который тогда был также лидером индуистской "Бхаратия джаната парти" (БДжП - "Индийская националистическая партия"), является сегодня заместителем премьер министра в правительстве БДжП под руководством Атала Бихари Ваджпайи.
События в Айодхье подняли по всей Индии волну насилия, жертвами которой стали сотни мусульман и индуистов. Были арестованы около 17 тыс. человек. Но эти события ознаменовали собой и рост популярности партий "хиндутвы" среди индуистов. На первых выборах после событий в Айодхье парламентское представительство БДжП подскочило с 2 до 86 мест. С момента разрушения мечети Бабура кровавые столкновения между индуистами и мусульманами не прекращаются.
Рост влияния индуистских фундаменталистов и ослабление Партии конгресса после смерти Индиры Ганди привели к смене власти. В 1998 г. премьер-министром стал Атал Бихари Ваджпайи. Лидер БДжП, организатор антиисламского погрома в Айодхье Лал Кришна Адвани был назначен сначала министром внутренних дел, а потом вице-премьером. Такие организации, как РСС, ВХП, БД и тому подобные, объединенные в союз "Сангх Паривар" ("Семейное общество"), стали полуофициальными. Ваджпайи, Адвани и другие члены правительства регулярно встречаются с их лидерами и согласовывают с ними директивы политической деятельности. Правда, Ваджпайи выступает как "умеренный" и отрицает идеологическое преемство от РСС. В мае прошлого года, отвечая в парламенте на вопросы оппозиции, он правда не сумел объяснить, почему во всех бюро его партии портреты Голвалкара висят рядом с портретами Ганди.
Некоторые из требований индуистских экстремистов претворяются в жизнь в законодательном порядке правительством БДжП. Обсуждается замена "исламских" географических названий "индусскими" (например, Аллахабад должен стать Праягом). В Ориссе, где в прошлом году индуистские экстремисты убили австралийского миссионера Грэхэма Стейнса и его сыновей, принят закон, запрещающий переход из индуизма в иную религию без разрешения полиции и судьи. Для получения разрешения желающий обратиться в иную веру должен убедительно обосновать свои причины. В Уттар Прадеш новый закон ограничивает возможности построения храмов неиндуистских религий. Жертвами индусского фундаментализма становятся не только мусульмане, но и христиане. В прошлом году в Индии состоялось более 120 актов насилия против христиан, христианских церквей и школ.
В конце февраля 2002 г. на станции Годхра (штат Гуджарат) мусульмане подожгли поезд, на котором активисты ВХП возвращались из Айодхьи. Погибли 58 человек. На следующий день индуисты штурмовали мусульманские районы во всем штате. В главном городе Ахмедабаде 22 мусульманина сгорели заживо, 20 человек погибли в других местностях, шестерых убили полицейские, пытаясь восстановить порядок.
Уже в нынешнем году в селе Бичуапур-Барга (штат Уттар-Прадеш) индуистские экстремисты сожгли заживо двух мусульманских девушек за то, что их родственники забили и съели двух антилоп, которых индуисты считают священными.
18 и 19 марта в том же штате во время индуистского весеннего карнавала Холи произошли кровавые столкновения между индуистами и мусульманами. В результате погибли не менее 20 человек и 60 были ранены.
24 марта десять вооруженных исламских боевиков вошли в деревню Надимарг в индийской части Кашмира и застрелили 11 мужчин, 11 женщин и двоих детей. Остальным жителям деревни удалось укрыться в лесу. К сожалению, ожидать, что этот инцидент станет последним, не приходится. Волна религиозного экстремизма продолжает нарастать.