В воскресенье, 6 октября, в Риме собрались не менее 300 тысяч паломников из 84 стран мира. На улицах можно было встретить паломников из Индии, Латинской Америки, Филиппин, была даже группа из эстонского города Тарту.
В Вечный город такая масса людей стеклась для участия в торжествах причисления к лику святых испанского священника Хосе Мариа Эскрива де Балагера - основателя "Opus Dei" ("Дело Божье"), одной из крупнейших католических организаций в мире.
Чин прославления нового святого возглавил престарелый Папа Римский Иоанн Павел II, совершивший за время своего понтификата рекордное число канонизаций (464).
Это событие оживило дискуссию вокруг самой фигуры Хосе Мариа Эскрива де Балагера и его детища "Опус Деи". Дело в том, что и Балагер, и "Дело Божье" - весьма спорные феномены, и единства в их оценке даже в католических кругах нет.
Эскрива де Балагер родился ровно сто лет тому назад в 1902 г. в Барбастро (Северная Испания), стал священником в 1925-м. Он был человеком большой эрудиции и церковного рвения. Умер в Риме в 1975 г. В бытность свою приходским настоятелем в Мадриде в 20-30-е годы он всецело посвящал себя благотворительной и гуманитарной деятельности. "Опус Деи" Балагер основал в 1928 г.
Как известно, в 1938 г. в Испании вспыхнула гражданская война, в которой франкисты, пользовавшиеся поддержкой Гитлера и Муссолини, боролись против республиканцев, за спиной которых стоял Сталин. Один из лозунгов республиканцев гласил: "Попов к стенке", и они его с успехом претворяли в жизнь. Балагера искали тоже, но он чудом уцелел.
Гражданскую войну выиграли фалангисты под командованием "каудильо" ("вождя") Франсиско Франко Баамонде, который потом правил Испанией как диктатор до 1975 г. Многие министры и другие чиновники франкистского режима были членами "Опус Деи", что навлекло на организацию обвинения в антидемократичности и профашистской ориентации. Но эти же люди, члены "Опус Деи", сыграли решающую роль и в подготовке мирного перехода Испании к демократии при короле Хуане Карлосе после смерти Франко, что, несомненно, надо рассматривать как заслугу этой организации.
Но что же такое "Опус Деи"? Формально эта международная католическая организация имеет статус "личной прелатуры" при Ватикане, подчиненной непосредственно Папе Римскому. Это означает, что она существует как транснациональная епархия, которой управляет епископ (в настоящее время Хавьер Эчеварриа Родригес), а ее члены не подчиняются местным церковным властям.
Цель организации - "освящение повседневной жизни", то есть внедрение строго христианских принципов во все области человеческой деятельности: от семейного быта до политики, экономики, труда и т. д. Согласно "Папскому ежегоднику" ("Annuario Pontificio"), в "Опус Деи" состоят 84 тыс. членов во всем мире, из которых 2 тысячи - священники. Члены "Опус Деи" бывают "действительными" и "чрезвычайными" ("numerarii" и "supranumerarii").
Первые живут, как монахи (но не носят духовное платье), в своего рода монастырях - в домах, принадлежащих общине, приносят обет безбрачия, усердно молятся и подвергают себя разным видам аскезы (периодическое ношение вериг, самобичевание).
Вторые имеют семью и не практикуют строгого аскетизма. Но и те и другие участвуют в обычной жизни общества, учатся или работают, а их окружение, как правило, ничего не знает об их принадлежности к "Опус Деи". Таким образом, они являются тайными членами организации.
"Опус Деи" уделяет пристальное внимание подготовке "менеджеров", экспертов по банковскому делу и финансам. Она ведет широкую деятельность в области образования, особенно в развивающихся странах. Первоначально это было чисто мужское сообщество, но уже с 1930 г. в него также могут вступать и женщины.
Эти и многие другие обстоятельства превращают "Опус Деи" в весьма неоднозначный феномен. Критики обращают внимание на тот факт, что "Дело Божье" не публикует ни списков своих членов, ни годовых финансовых отчетов. Недоброжелатели говорят о "католическом масонстве" или даже о "католической мафии".
Непрерывно строятся догадки о принадлежности к "Опус Деи" видных фигур международной политики. Среди них якобы личный секретарь Папы Римского, польский монсеньор Станислав Дзивиш, пресс-секретарь Ватикана Хоаким Наварро-Вальс (недавно он сам признался в этом), влиятельный член ватиканской курии архиепископ Хулиан Эрранс, перуанский архиепископ Хуан Луис Чиприани (доверенное лицо обанкротившегося президента Альберто Фухимори), жена испанского премьер-министра Хосе Мариа Аснара, многие члены администрации США при Рональде Рейгане, в частности директор ФБР Луис Фри.
Говорят, что с "Опус Деи" тесно связана и жена французского президента Жака Ширака Бернадетт Шодрон де Курсель (хотя она и не является членом организации). В феврале 2001 г. разразился скандал в связи с известием о том, что Роберт Филипп Хансен (агент ФБР, арестованный в США по подозрению в шпионаже в пользу России) оказался членом "Опус Деи".
Прежние папы, особенно Иоанн ХХIII и Павел VI, относились к "Опус Деи" с известной опаской, но Иоанн Павел II полностью и безоговорочно поддерживает эту организацию, и именно он инициировал процесс канонизации ее основателя Балагера. По мнению испанского исследователя Хоана Эструча, профессора социологии Барселонского автономного университета, идеи "Опус Деи" оказали решающее влияние на энциклики Папы "Veritatis Splendor" ("Сияние Истины") и "Laborem exercens" ("О человеческом труде"), а также на официальный Катехизис Католической Церкви (опубликованный и по-русски).
Но мнения, конечно, сильно расходятся. Итальянский католический писатель Витторио Мессори, доверенное лицо Папы, в книге "Опус Деи: руководство и видение в современной Католической Церкви" чрезвычайно положительно отзывается об этой организации, подчеркивая ее вклад в христианизацию общественной, политической и экономической жизни современного мира, ее широкую гуманитарную деятельность в пользу обездоленных, высокую моральную требовательность, которую она предъявляет к своим членам и сотрудникам.
Американский исследователь Роберт Роял, рецензируя эту книгу в религиоведческом журнале "First Things", пишет: "Члены "Опус Деи" показались мне такими же здоровыми, нефанатичными и нормальными, какими являются члены какой-либо другой группы католиков, принимающих всерьез свою духовную жизнь. Молодые люди, в частности, кажутся счастливыми оттого, что нашли солидную католическую организацию, наставляющую их на благочестивую жизнь в современном мире".
Другие же авторы, католические и не католические, не проявляют такой доброжелательности. Один из виднейших католических богословов ХХ века, Ханс Урс фон Бальтазар, обвинил "Опус Деи" в попытке "навязать духовные принципы недуховными методами" (но потом, однако, пересмотрел это суждение). Возражения вызывает и основной труд Эскрива де Балагера "Camino" ("Путь").
Выдающийся испанский писатель Хуан Гойтисоло критикует "пренебрежительное" отношение Балагера к женщинам ("Не надо, чтобы женщина была образованной, достаточно, чтобы она была скромной") и его воинственность ("Война - главная преграда на пути к беззаботной жизни, поэтому мы должны стремиться ее любить"). Кроме того, эти и другие авторы подчеркивают отрицательное отношение Балагера к демократии, выражающееся в его призывах беспрекословно подчиняться вождям, "не спорить" ("от спора не рождается истина"), считать неугодные книги "мусором", в его приравнивании противников к "демонам" и т.д.
Бывший член "Опус Деи" Мария дель Кармен Тапиа в книге "Переступая порог: жизнь в "Опус Деи" обвиняет организацию в "промывании мозгов" и нарушении прав человека в отношении своих членов, культе личности основателя. Словом, по его мнению, это что-то вроде "католических талибов".
И, наконец, испанский богослов Хуан Мартин Веласко дает следующее суждение о Балагере: "Мы не можем считать образцом христианской жизни человека, служившего государственной власти и использовавшего эту власть для распространения влияния своей организации, которой он управлял непрозрачными методами, не подчиняясь папским наставлениям, если они не совпадали с его образом мышления".
В заключение скажем, что нынешний "прелат", предстоятель "Опус Деи", испанский епископ Хавьер Эчеварриа Родригес заявил, что комиссия по канонизации Эскрива де Балагера получила более ста тысяч сообщений о так называемых проявлениях благодати, то есть о чудесах, совершенных по заступничеству теперь уже святого Хосе Мариа.