0
3656
Газета Non-fiction Печатная версия

06.07.2022 20:30:00

Я лишь тот, кто стремится к свободе…

Мир вполне свыкся с собственной шизофренией, хотя пока еще не готов к уничтожению цивилизации

Тэги: проза, политика, юмор, эмиграция, россия, сша, бродский, довлатов


24-14-2480.jpg
Что есть ад?.. Рисунок Екатерины Богдановой
Новая книга проживающего в Нью-Йорке писателя, литературоведа, эссеиста и публициста Владимира Соловьева вышла в юбилейном для него 2022 году, к его 70-летию. Безусловно, в ней не обошлось без Бродского и Довлатова. С первым Соловьев приятельствовал в Ленинграде до 1972 года и редко общался в Нью-Йорке, прибыв сюда на пять лет позже будущего нобелевского лауреата; а со вторым крепко подружился уже в городе Большого Яблока, когда оба оказались соседями по Квинсу, одному из пяти нью-йоркских районов.

Поскольку я на протяжении ряда лет являюсь верным читателем писателя Соловьева, то могу свидетельствовать: практически ни одна из его книг не обходится без продолжающегося уже десятилетия диалога с Бродским и периодически – с Довлатовым. В «Парадоксах» автор не отходит от заложенной им же традиции, начиная книгу с главы-посвящения Бродскому – о том, как и почему Бродский посвятил, прошу прощения за тавтологию, еще в Ленинграде свое стихотворение Елене Клепиковой (супруге и соавтору Соловьева) и Владимиру Соловьеву.

Однако на этом тема Бродского и заканчивается: «избранное избранного», как характеризует новую книгу автор, не имеет отношения ни к анализу личностных качеств великих эмигрантов, ни к их биографическим обстоятельствам. Написанные в разное время больше шестидесяти эссе плюс несколько глав в заключение под общим названием «Кот Шредингера в поисках автора «Кота Шредингера», не впрямую связанных с одним из последних романов Соловьева 2020 года с одноименным названием – о парадоксах не только самого Соловьева, но прежде всего – настоящего, насущного времени.

Книга разбита на шесть глав. В каждой примерно по 10–15 эссе, которые в сумме имеют отношение к классической проблематике в виде ее троицы – Эрос, Танатос и Арес. Последний, если вспомнить древнегреческие мифы, освободил Танатоса из плена после того, как Сизиф приковал его к горе.

С Эроса книга начинается («Огнь желания. Сексизмы», «Синема: О любви – и не только о любви»), переходя к Танатосу, что логично, хотя и не факт («Великое рабство», «Герои и/или антигерои», «Евреи и антиевреи»). А затем обе темы получают развитие в главе «Разное» (в книге она названа по-английски «Miscellanea») с несколькими эссе – «Дневник смутного времени», «Парадоксы войны», «Пацифист пяти войн», «Искусство выше морали», – не позволяющих сомневаться в заданном автором дискурсе, определяемом летальной героикой Ареса, которого Гомер отождествлял с войной и смертоносным оружием.

Казалось бы, каждое эссе о своем, и общая картина «Парадоксов» тонет в неимоверном количестве имен, цитат, дат, фактов, названий, географических координат и исторических событий. И только закрыв книгу, осознаешь, насколько все в ней преследует общую цель и работает на некую объединяющую задачу. Как с октаграммой – восьмилучевой звездой, которая является символом хаоса, но, будучи вписана в окружность, олицетворяет собой порядок и созидание.

Роль окружности в книге Соловьева номинативно исполняет Свобода и связанные с ней представления о значимых сущностях нашего времени: чести, совести, правах, демократии, варварстве, человеческой порядочности, стойкости, героизме, если хотите.

24-14-13250.jpg
Владимир Соловьев. Парадоксы
Владимира Соловьева.
Кот Шредингера в поисках
автора.– Чикаго: Kontinent
Publishing, 2022. – 544 с.
В название этой статьи я вынес цитату из эссе Соловьева о лауреате Нобелевской премии, современном писателе Джоне Максвелле Кутзее, взятой из интервью с последним. Можно не сомневаться, что родившийся в Кейптауне Кутзее имеет четкое представление о свободе и зависимости. Его роман «Бесчестье», об ужасающей Южной Африке уже после апартеида, был встречен либерально-прогрессивной общественностью с ненавистью, писатель подвергся травле, хотя за этот роман он и получил Букеровскую премию в 1999 году и в результате премию по литературе им. Альфреда Нобеля за 2003 год.

Собственно, в другом своем романе о Достоевском «Осень в Петербурге» Кутзее обозначил основные составляющие нашего времени, в котором государство все чаще и больше пытается ограничить свободы своих граждан: «Жизнь без чести, предательство без предела, исповедь без конца».

Эти «красные линии» красными нитями проходят и сквозь книгу Владимира Соловьева. И в его эссе «Банально ли зло?», и в панегирике Солу Беллоу с замечательной цитатой из романа «Планета м-ра Сэммлера», в котором Беллоу вступает в полемику с Ханной Арендт о банальности зла: «Политически и психологически идея немцев была гениальна. Банальность была простым камуфляжем. Если хочешь избежать проклятия за убийство, заставь его выглядеть обыденным, скучным и заурядным. С чудовищной политической проницательностью они нашли способ маскировки Нужен был заговор против самой идеи, что жизнь священна. Банальностью замаскировалось властное стремление уничтожить совесть…»

Как сказано в эссе о Сэлинджере с приведенной Соловьевым цитатой из романа «Над пропастью во ржи»: «Отцы и учителя, мыслю: «Что есть ад?» Рассуждаю так: «Страдание о том, что нельзя больше любить?» Понятно, в данном случае речь идет о страдании человека несвободного, раздавленного не столько собственными комплексами, сколько императивом окружающей среды, которая по отношению к существу социальному именует себя государством.

В конце эссе «Великое рабство» Соловьев приводит слова одного из главных представителей философии немецкого идеализма Фридриха Шеллинга: «…в человеке природа снимает с себя ответственность и возлагает ее на плечи самого homo sapiens…» Это в немалой степени перекликается с сентенцией философа и писателя, одного из самых мною любимых, Элиаса Канетти: «Кто не верует в Бога, принимает всю вину за этот мир на себя». Способен ли вообще homo sapiens нести ответственность за содеянное? И насколько сильна его вера в Бога, ведь нередко сегодня вера есть фикция, игра на публику, витринное исполнение религиозных ритуалов и обрядов – без Бога в душе, но с его именем. Так ранее атеисты с именем «партия» на устах вершили беззаконие и преступления.

В «Парадоксах» Соловьева одна из основных речей посвящена свободе и тирании, истории и забвению ее; выворачиванию сложившихся модальностей наизнанку, поскольку мир, как оказалось, вполне свыкся с собственной шизофренией, хотя пока еще не готов к уничтожению цивилизации. В этом же ключе Соловьев цитирует Кутзее (роман «В ожидании варваров», написанный еще до падения апартеида в Южной Африке, в 1980 году) в связи с некоей условной империей: «…создала особое время – историю. Тому времени, что плавно течет по кругу неизменной чередой весны, лета, осени и зимы, Империя предпочла историю – время, мечущееся зигзагами, состоящее из взлетов и падений, из начала и конца, из противоречий и катастроф. Жизнь в истории, покушаясь на ее же законы – вот судьба, которую избрала для себя Империя».

Эссе Соловьева выстроены в книге так, что не только повествуют о духовном опыте человека в экстремальных условиях (одно из самых ужасных – о первых восьми неделях после падения Берлина в вышедшей анонимно книге «Женщины Берлина», о которой почти не знает русскоязычный читатель в отличие от читателя на Западе), но словно имеют отношение к нашему времени. К тому настоящему, которое Соловьев провидчески складывает в написанные им страницы, видит из своего прошлого неким внутренним зрением, не представляя и не веря до конца, очевидно, что сюжеты его эссе не только касаются прошлого, но и проявят себя, к вящему ужасу человечества, в грядущем.

Если вернуться к аналогии с октаграммой, то ее окружность символически присутствует еще и во временном параметре: без актуальности, отмеченной в текстах благодаря некоему шестому чувству автора-интуита, медиумического наличия чего-то вроде встроенности в сегодняшний поток новостей – все эссе выглядели бы самостоятельными, но отдельными эмоциональными рассуждениями о помысленном и пережитом. Злободневность, насущность, резкость, их важность не только напоминают читателю о свободе, которую мы теряем в историческом настоящем, но и о времени, способном судить нас по своим неумолимым законам.

По законам Хроноса, Ареса, Эроса и Танатоса.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Китай не поддается на методы «дрессировки» Дональда Трампа

Китай не поддается на методы «дрессировки» Дональда Трампа

Михаил Сергеев

Внезапное тарифное отступление США объясняют опасными тенденциями на рынке американского госдолга

0
1545
Эстонскую церковь через два месяца отдадут под суд

Эстонскую церковь через два месяца отдадут под суд

Андрей Мельников

Православной общине придется выбирать между послушанием и законопослушностью

0
1172
У Белоруссии теперь будет уникальная идеология

У Белоруссии теперь будет уникальная идеология

Дмитрий Тараторин

Лукашенко подписал директиву по «пропаганде разделяемого всем обществом» понимания государственности

0
1350
В Киеве опасаются «торгового безвиза» с Евросоюзом

В Киеве опасаются «торгового безвиза» с Евросоюзом

Наталья Приходко

Украина ожидает худшего за последние годы сельхозсезона

0
1265

Другие новости