Книга посвящена памяти Ларисы Лыкошиной. Ее любимым писателем был Иван Бунин. Иллюстрация из книги |
Ее любимый писатель – Иван Бунин, для которого предметом высокого искусства было закрепленное памятью прошлое. И во многих своих трудах Лариса Лыкошина тему «исторической политики» объединяла с исторической памятью.
Одним из направлений деятельности ученой стала разработка проекта «Национальные меньшинства Центральной и Юго-Восточной Европы как фактор политического и социокультурного развития», которым она руководила в Институте славяноведения (ИС) РАН. Не все удалось успеть. На идею завершить начатое Лыкошиной дело откликнулись ее коллеги и друзья – известные ученые, отчего сборник сразу приобрел значение научного издания. Более того, он получился весьма актуальным. Все авторы, выбирая темы статей, как будто предчувствовали их созвучие с фактами и факторами, о которых сегодня гремит публицистика и перебивают друг друга разноканальные телешоу.
История вопроса о закрепленном в Уставе ООН праве народов и наций на самоопределение чаще ассоциируется у нас с ленинскими статьями и большевистскими лозунгами времен революции и Гражданской войны в России. Но процесс становления этой нормы, которая является одним из основных принципов международного права, уходит корнями в глубокое прошлое. Именно это и рассматривает профессор МГУ Геннадий Матвеев в статье о принципе самоопределения наций в политике держав и зарождении системы международной защиты национальных прав меньшинств до 1917 года. При этом отмечается, что формы самоопределения могут быть различными.
Изначальные решения судеб национальных меньшинств, замечает автор, предоставляли им возможности полного самоопределения или обеспечения им реального равенства с титульными нациями в составе многонациональных государств. Приводятся примеры международной защиты религиозных меньшинств в договорах между христианскими и нехристианскими странами. Ученый обращает внимание, что возникли трудности «с дефиницией самого понятия нации, без чего просто невозможно было ставить вопрос об учете ее интересов в столь сложной области, как международные отношения». Появление понятия «нация» в политической теории и практике связывается со становлением идеи современного демократического государства, относящимся ко времени Великой французской революции.
Москва и Восточная Европа. Национально-территориальные проблемы и положение меньшинств в странах региона. События. Факты. Оценки: Сборник статей.– М.: Институт славяноведения РАН; СПб.: Нестор-История, 2019. – 336 с. |
Особое место занимают приводимые обстоятельства выселения миллионов немцев из провинций Германии, переданных Польше весной 1945 года. Вот отрывок из находящегося в российском архиве документа: «В последнее время положение на бывших территориях Германии, отошедших к Польше, резко ухудшилось. Немецкое население во многих районах голодает , усиливается ограбление немцев со стороны польского населения, участились случаи произвольных убийств немецких жителей поляками, необоснованных арестов, длительного тюремного заключения с применением издевательств, насилий, побоев и оскорблений». Общая численность выселенных из Польши на немецкую сторону после войны составила более 3,5 млн человек.
Территориально-пограничный вопрос в межгосударственных отношениях, но уже Чехословакии и Польши в борьбе за Тешин, затрагивает и ведущий научный сотрудник ИС РАН Татьяна Волокитина. И вот что для многих может показаться неожиданным.
В последнее время обострилась, мягко говоря, дискуссия о преддверии Второй мировой войны. Среди многих ее аспектов вот что: Польша, пользуясь Мюнхенским соглашением 1938 года и покровительством Германии, захватила чехословацкое Заользье. А судьба Тешинского региона, жители которого веками в основном говорили на смешанном чешско-польском диалекте, рассматривается аж с XVIII века. Отдельно тешинский вопрос анализируется в период между двумя мировыми войнами, а затем уже и во время Второй мировой войны на ее заключительной стадии, когда у Варшавы и Праги появились настойчивые претензии на одни и те же территории. Кстати, Москва всегда выражала надежду на добрососедское урегулирование спорных вопросов между Польшей и Чехословакией, высказывая желательность для советской стороны «полюбовного решения» споров на переговорной основе.
Стоит заметить, что в решении тешинского вопроса принимали активное участие Сталин, Молотов, ведущие советские дипломаты. Противоречия между чехами и поляками продолжались и в послевоенные годы, однако, как отмечает автор, не в интересах «социалистического лагеря» было афишировать наличие каких-либо разногласий или трений в его рядах. И только 13 июня 1958 года в Варшаве Польша и Чехословакия подписали договор, подтверждающий границы по линии 1 января 1938 года и решивший тешинский вопрос.
В научном сборнике еще много увлекательных статей, отсылающих к историческим процессам в Болгарии, Румынии, Венгрии, Словакии, на Балканах и Украине. К сожалению, все не процитируешь, зато есть возможность обратить внимание специалистов по Восточной Европе, студентов и всех интересующихся обозначенной подзаголовком проблематикой, кому книга и адресована.
комментарии(0)