0
3546
Газета Non-fiction Печатная версия

12.12.2019 00:01:00

Шоколад и шаплетка

В Москве прошел вечер по страницам самой маленькой литературной газеты

Тэги: поэзия, проза, союз литераторов россии, шоколад, игорь северянин, америка, нева, москва, марина цветаева, осип мандельштам, габриель гарсия маркес


поэзия, проза, союз литераторов россии, шоколад, игорь северянин, америка, нева, москва, марина цветаева, осип мандельштам, габриель гарсия маркес Наталья Рожкова демонстрирует, возможно, самую маленькую в мире литературную газету. Фото Бориса Илюхина

С 1999 года в Москве проводится Биеннале поэтов, в котором кроме прочих неоднократно принимали участие и члены Союза литераторов России. Тема нынешнего фестиваля – «Поэзия Латинской Америки и России». См. подробно здесь.

В поддержку этого международного проекта в Музее экслибриса и миниатюрной книги, что на пересечении улиц Пушечная и Кузнецкий Мост, состоялась необычная встреча под названием: «Эквадор – родина шоколада. Шоколад в поэзии Серебряного века и современной российской поэзии». Вечер был основан на материалах, по-видимому, самой маленькой в мире литературной газеты «МОЛ», что расшифровывается как «Московская организация литераторов». Ее размеры – 5 на 10 см. При этом «МОЛ» – полноценное средство информации. В этой газете есть и раздел поэзии, и раздел прозы. Есть новостная рубрика, рассказывающая о событиях Союза литераторов России, о таких, как это, в Музее экслибриса и миниатюрной книги. В газете есть даже маленькие фотографии. Но рассмотреть их можно только под лупой.

Как раз к биеннале вышел этот специальный выпуск литгазеты, изначально приуроченный к 170-летию фабрики «Красный Октябрь», предприятию шоколадному, с ароматами еще и какао, и леденцов… А тут уж и кофе ощущается рядом.

«…Плывет к нам из далеких стран

Какао через океан.

Росло на солнцепеке –

В Америке далекой,

И, миновав моря, Неву

Въезжает поездом в Москву!»

Это отрывок из поэмы 1925 года. Ее автор – Елизавета Тараховская (1891–1968), поэт, драматург, переводчик, сестра поэтов Софии Парнок и Валентина Парнаха, основателя парижской литературной группы «Палата поэтов» и создателя первого отечественного джазового оркестра.

А вообще в России шоколад появился позже, чем в Европе, но с XVIII века восторг от этих заморских радостей выходит на страницы книг и журналов и тесная «шоколадная связь» Латинской Америки и России уже никогда не прерывается. Вот, к примеру, у Григория Потемкина-Таврического «время до обеда проходило в том, что он пять-шесть раз пил то кофе, то шоколад, закусывая ветчиной или цыпленком». А вместе с шоколадными мотивами приходят и изысканные «ароматы поэзии» Серебряного века.

Вот Осип Мандельштам:

«Мороженно!» Солнце.

Воздушный бисквит.

Прозрачный стакан с ледяною водою.

И в мир шоколада с румяной зарею,

В молочные Альпы мечтанье летит…

Вот Марина Цветаева:

…Быть как стебель и быть как сталь

В жизни, где мы так мало

можем.

Шоколадом лечить печаль

И смеяться в лицо прохожим!

Ведущая вечера поэт Наталья Рожкова создала в Музее экслибриса и миниатюрной книги атмосферу непринужденную, всех гостей и участников угощали вкуснейшими юбилейными шоколадными конфетами ручной работы. Их подарили собравшимся на поэтический вечер наши гости – Нина Кузнецова, начальник управления «Мир шоколада», и Марина Жданович, заместитель директора Музея истории шоколада и какао «Мишка». Если помните, в старом советском мультике невоспитанный Дракоша, вместо того чтобы слушать интересную экскурсию на кондитерской фабрике, все время занудно вопрошал: «А когда конфеты давать будут?» Вот их и давали – всем выступающим сидевшая за специальным столиком поэт Кристина Усова предлагала к конфетам еще и чашечку кофе. После работы или дальней дороги – из Люберец на Пушкинскую, например, – был очень кстати ароматный кофе с шоколадом.

При подобном, а скорее, бесподобном сочетании вкусностей перед внутренним взором могут явиться и плантации кофе где-нибудь в Латинской Америке, дальний Эквадор, майя, ацтеки, даже строки из Габриэля Гарсиа Маркеса – короля поэтической прозы – «…скрасит ей одиночество и избавит от проклятого морфия, который ее безрассудная мольба бросила в кофе Ремедиос…»

Дмитрий Цесельчук прочитал стихотворение «В «Сто лет одиночества» тропы торя»:

И слезы текут из меня

Как из камня Сочатся

Но камень живому не ровня

Кто сжал мое сердце извлек

из гортани

и в мох опустил у ручья

на закланье

и вывел родник

из надтреснутой тверди

смерть превозмогая

в смердящем усердье

к скрипичному скрипу

разбитых уключин

как зверь приручен и как

птица приучен

в свою рукавицу впиваться когтями

взмыть в точку и камнем

расчесться с гостями

такими ж как мы и в похожей одежке

кто в шкурке кто в перьях кто в суперобложке

Удар и разрублен как саблею череп

к застолью спешит

муравьиная челядь

вылизывать кость догола

языками

по стежкам-тропинкам

ногами-руками

стотысячеглавой семьей

семеня

набычивши лбы мчаться мимо меня

в «Сто лет одиночества»

тропы торя

Я видел таких в угольках

янтаря

застывших скупым

иероглифом смерти

Не верьте словам моим Камню поверьте

слезам родниковым подспудным ключам

что вдруг проступают из глаз по ночам

Читали поэты свои стихи практически в режиме нон-стоп, стихи, воспевающие и шедевры латиноамериканской литературы, и просто состояние радости или особой поэтической сосредоточенности при написании текста.

Вера Липатова продекламировала верлибр «Мимбирско-американские горки»:

На остановках ТУТА и ЗДЕСЯ не останавливаем.

Места для девушек. 90–60–90.

Остановите, пожалуйста:

вон там стоит очень

красивый молодой человек!!!

Тише скажешь – дальше

проедешь...

Говорите громче: водитель

глухой!

Пожалуйста, остановите:

вижу теперь очень умного

молодого человека!!!

Толкай. Потом. Не хлопай

дверью!

Закрывай, как дверь своего

холодильника.

Остановите! Остановите!

Стоит молодой человек сразу с двумя именами!!!

Бананы, семечки, орешки есть

с кожурой!

Шоколад под попу

НЕ ЛОЖИТЬ!

Места для трезвых и худых.

Может быть, вы все-таки остановите?

Ведь загнались уже...

Аптечка, огнетушитель

и молоточек находятся

у водителя.

Интим вместо денег

не предлагать!

Сдачу не клянчить!

Закройте меня нежно.

Уважаемый господин-товарищ шофер!

Вы не могли бы выполнить мою просьбу?

О с т а н о в и т е!

Я  в ы х о ж у!!!

А вот председатель секции критики, литературоведения и искусствознания, доктор филологических наук Сергей Шелов не смог отказать себе, гостям и участникам вечера вспомнить поэзию Игоря Северянина, прошедшего путь от рядового эгофутуриста до короля поэтов. Стихотворение «Эксцессерка» 1912 года опубликовано в газете, но без комментария, который именно на нашем вечере сделал Сергей Дмитриевич. Он погрузил зал в те времена, когда милые «человечицы», с которыми так весело проводить время, были повсюду, а в нашем зале собралось немало красивых женщин, да еще и виртуозно владеющих русским стихосложением. Шелов прочитал:

Ты пришла в шоколадной

шаплетке,

Подняла золотую вуаль.

И, смотря на паркетные

клетки,

Положила боа на рояль.

Ты затихла на палевом кресле,

Каблучком молоточа паркет...

Отчего-то шепнула: «А если?..»

И лицо окунула в букет.

У окна альпорозы в корзине

Чуть вздохнули, – их вздох витьеват.

Я не видел кузины в кузине,

И едва ли я в том виноват...

Ты взглянула утонченно-пьяно,

Прищемляя мне сердце

зрачком...

И вонзила стрелу, как Диана,

Отточив острие язычком...

И поплыл я, вдыхая сигару,

Ткя седой и качелящий тюль, –

Погрузиться в твою Ниагару,

Сенокося твой спелый июль...

А потом филолог пояснил, цитируя «Словарь неологизмов Игоря Северянина» Никульцева: «Шаплетка» – уменьшительно-ласкательное от слова «шляпка». У Северянина встречается также «шаплетка-фетро-торт», то есть дамская шапочка из фетра, похожая на взбитый торт: «И в солнышках зеленых лучат волособлонды/ Злоспецной Эсклармонды шаплетку-фетроторт». «Альпорозы» – альпийские розы, «Альпы» плюс «розы», одно из названий рододендронов».

Зал, наполненный литераторами, мечтательно притих во время чтения, представив, что и по следам творчества каждого из них могут сделать такой словарь. А дамы просто почувствовали себя эксцессерками. И никто не спросил доктора филологических наук: «А кто такая эксцессерка?» Удивил и Сергей Дмитриевич, не сказавший об этом ни слова… Неужели все и так знали?


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Реставрация павильонов ВДНХ выходит на финишную прямую

Реставрация павильонов ВДНХ выходит на финишную прямую

Василий Матвеев

Единственная деревянная скульптурная композиция выставочного комплекса вернулась на историческое место

0
1415
 ВЫСТАВКА  "Кукрыниксы"

ВЫСТАВКА "Кукрыниксы"

0
1098
Когда кумиры становятся коллегами

Когда кумиры становятся коллегами

Ирина Кулагина

Новый виток литературной мастерской Сергея Лукьяненко

1
2076
У меня к вам идеал!

У меня к вам идеал!

История о бороде и назидательное, но, возможно, где-то философское эссе

0
1997

Другие новости