Начало Белой борьбы и ее основоположник М.В. Алексеев.
– Белое дело, 2011. – 96 с.
Павел Петров. От Волги до Тихого океана в рядах белых.
– М.: Айрис-пресс, 2011. – 544 с.
Если верить французскому историку Жаку-Антуану Дюлору, после разгромного поражения у Павии в 1525 году Франциск I написал: «Все потеряно, кроме чести». Можно долго рассуждать о шансах белых победить в Гражданской войне, но не менее продуктивен и вопрос, имели ли они моральное право повторить слова французского короля?
Сборник материалов, посвященный Михаилу Васильевичу Алексееву (1857–1918), рассказывает о пути одного из наиболее талантливых полководцев начала ХХ века. В книге собраны современные исследования о генерале, воспоминания, документы, письма, свидетельствующие, что генерал честно исполнял свой долг.
А ведь он не был потомственным дворянином, этот сын крепостного крестьянина, ставшего капитаном Русской императорской армии. Алексеев-младший также прошел путь с низов армейской лестницы, поступив на службу в чине унтер-офицера. К Русско-турецкой войне 1877–1878 годов он уже офицер, адъютант генерала Скобелева. Ранен при штурме Плевны. Награжден орденом св. Анны IV степени с надписью «За храбрость». С отличием оканчивает престижнейшую Николаевскую академию Генерального штаба и преподает в ней. Первую мировую Алексеев встретил в должности начальника штаба армий Юго-Западного фронта. Во многом благодаря ему выиграна тяжелейшая Галицийская битва. Именно про те бои Александр Блок писал: «Грусть – ее застилает отравленный пар/ С галицийских кровавых полей». Когда Верховным главнокомандующим становится последний государь, то начальником штаба назначается Алексеев. Генералу удалось в условиях дефицита вооружений и боеприпасов произвести организованный отход армий от Варшавы, избежав прорывов противника и окружений.
Книга опровергает устоявшиеся мифы о «заговоре» Алексеева, якобы «изменившего» Николаю II и чуть ли не лично заставившего его отречься. Наоборот, генерал прикладывал максимум усилий, чтобы подавить беспорядки в Петрограде. Он также был против приведшего к отречению отъезда императора из ставки. То есть основные ошибки были совершены не Алексеевым, отвечавшим за фронт, а руководством тыловых структур, назначившим на комендантские должности Гамлетов, а не Фортинбрасов.
Организовывал генерал Белую армию (первоначально она называлась «алексеевской организацией») без особой надежды на победу. Но с желанием спасти все отечество, а не только дворян. Он писал: «Мы уходим в степи. Вернемся, если приведет Господь. Но нужно зажечь светоч, чтобы была хоть одна светлая точка среди тьмы, объявшей Россию».
Книга генерал-майора Павла Петровича Петрова (1882–1967) также дает один из возможных ответов. Точнее, не сами воспоминания, а жизнь их автора. Пятый сын многодетной крестьянской семьи. Отец полуграмотен, мать – неграмотна. Но образование Павел Петрович все-таки получил, работал в волостном правлении, затем помощником земского начальника. Решил стать военным. Начал с вольноопределяющегося в 93-м Иркутском пехотном полку, потом – Санкт-Петербургское юнкерское училище. И – о ужас «проклятого царизма»!– тоже учеба в Николаевской академии. Вот куда судьба закинула крестьянского сына... Во время Первой мировой служил при штабах. Но даже в такой относительно «спокойной» обстановке бывал под огнем. В числе шести орденов – Георгиевский крест IV степени. Да и в штабной жизни был открыт новым веяниям – например, лично участвовал в авиаразведке.
Из крестьянских детей вырастали не только пламенные революционеры, но и белые генералы. Владимир Маковский. Крестьянские мальчики. 1880. ГТГ |
К 1917 году Петров уже в звании подполковника. Потом стандартная для колчаковца судьба: служба в Народной армии Комитета членов Учредительного собрания, победы и поражения, тяготы Великого Сибирского похода, последние бои в Приморье и эмиграция уже в звании генерал-майора. Сначала Китай, потом Япония (где он с семьей пережил Вторую мировую войну), а затем Соединенные Штаты. Важно, что крестьянин-середняк Петров сражался от начала и до конца. Долг был исполнен.
В Средние века была популярна песня: «Господу мою душу,/ тело мое королю,/ сердце прекрасным дамам,/ честь себе самому». Не знаю, как все белогвардейцы, но генералы Михаил Алексеев и Павел Петров этой старой сентенции вполне соответствуют.