Александра Фролова. Русский праздник. Традиции и инновации в праздниках Архангельского Севера ХХ – начала XXI века. – М.: Феория, 2010. – 152 с.
Народной культуре никогда не везло. Как, впрочем, и ее носителю – народу, всегда оказывающемуся крайним в любых религиозных, политических, экономических конфликтах или катаклизмах. Неудивительно, что и исследования фольклора тоже бывали довольно спорными. Например, в советское время, мягко говоря, не поощрялось изучение религиозных мотивов в народном творчестве («духовные стихи»).
В настоящее время одно из наиболее перспективных направлений в фольклористике – анализ эволюции обрядности с древних времен по наши дни. Ведь фольклор никуда не ушел. И анекдоты, и олбанский язык – живые (может быть, даже излишне живые) его проявления.
Книга Александры Фроловой комплексно описывает и изучает историю фольклора Архангельского региона за последние 100 с лишним лет. Исследователь рассуждает об особенностях сельских и городских празднований до революции. В то время общерусский календарь включал в среднем 100 праздничных дней, а некоторые области Севера до 120 и даже 150. Было где развернуться народным гуляньям. А к 20-м годам XX века число «красных дней календаря» сократилось до девяти.
Интересно возникновение советских торжеств. В силу отсутствия собственных традиций коммунисты вынуждены были паразитировать на уже известных образчиках. Имела место попытка трансформировать традиционные праздники и обряды, наполнив их иным содержанием. Возникали «красные свадьбы», «красные крестины». Последние нередко упоминались под такими экзотическими названиями, как звездины или октябрины. В Архангельске, например, «первое комсомольское Рождество» состоялось 13 января 1923 года. В основу нового праздника лег политический карнавал: по улицам с трубами и плакатами «Беспощадная война религии!» двигалось шествие ряженых комсомольцев, изображавших попов, Патриарха Тихона, нэпманов, могильщиков старого режима и др. Впереди процессии несли красную звезду – символ антиколядования. Участники мероприятия проводили небольшие митинги около всех крупных городских культовых зданий: кафедрального собора, синагоги, у молельного дома евангелистов, собирая вокруг множество зрителей и демонстрируя свой протест дружным чиханьем в сторону этих зданий. Парадоксально, но исторически карнавал возник именно как богоборческий праздник – пародия на крестный ход. Новую власть можно понять. Кроме 1 мая и 7 ноября приходилось делать нерабочим днем, например, дату начала Парижской коммуны┘ Одновременно запрещались привычные дореволюционные народные празднества. Для прекращения святочных ряжений в 1923 году Архангельский городской исполнительный комитет издал постановление «О воспрещении хождения по городу в масках». Обоснование – охрана общественного порядка. Штраф – до 300 руб. или принудительные работы на срок до трех месяцев.
То ли карнавал, то ли День святого Валентина... Иллюстрация из книги |
Впрочем, несмотря на агрессивную атеистическую пропаганду, отмечает Фролова, «традиция почитания святых Антония Сийского, Иоанна Кронштадтского, Кирилла и Артемия Веркольских не прерывалась». А в годы перестройки пережила даже некоторый подъем. К постсоветскому периоду относится не только возрождение религии. Образуются новые традиции. В праздничный фольклор включаются образцы авторской литературы (сказка Леонида Филатова «Про Федота-стрельца»), происходит включение в дискурс праздника западных обычаев (День святого Валентина).
Так что в скором времени возможно появление колядок о святом Валентине. Почему бы и нет? Ведь 100 лет праздников – это не 100 лет одиночества. Даже на Севере.