0
1036
Газета Non-fiction Интернет-версия

04.02.2010 00:00:00

Непарный писатель

Тэги: солженицын


солженицын

Путь Солженицына в контексте Большого Времени. – М.: Русский путь, 2009. – 480 с.

Сборник состоит из трех частей. Первая включает материалы круглого стола, прошедшего на XXI Московской международной книжной выставке-ярмарке 4 сентября 2008 года. Во вторую, наиболее крупную, вошли научные доклады и сообщения международной научной конференции «Путь А.И.Солженицына в контексте Большого Времени», прошедшей 5–6 декабря 2008 года. Третий блок представлен стенограммой выступлений, прозвучавших в первую годовщину кончины писателя, 3 августа 2009 года, в Доме русского зарубежья. Поэтому книга содержит иногда пару-тройку докладов одних и тех же специалистов по творчеству нобелевского лауреата. В конференции и круглом столе приняли участие ученые из США и Индии, Франции и Японии, Великобритании, Польши, Германии и Литвы. Россия была представлена экспертами из Москвы, Санкт-Петербурга, Дубны, Новосибирска, Благовещенска и других городов.

Интересно сообщение Наталии Солженицыной об архиве писателя. В числе первоочередных задач она предполагает ввести в научный оборот «Дневник Р-17» – рабочие записи, сделанные в ходе работы над «Красным колесом». Также планируется выпуск полного корпуса «Литературной коллекции», третьего тома воспоминаний «Иное время – иное бремя: очерки возвратных лет» и публицистического наследия. К другим намерениям (уже частично выполненным) относится издание аудиоархива (авторское чтение произведений Солженицыным), а в более отдаленной перспективе – публикация неоконченных произведений и эпистолярного наследия.

Практически с первых выступлений и чтений докладов выявилась тенденция не только заочных дискуссий, а также осознание невозможности анализа наследия писателя в сколько-нибудь привычных рамках устоявшихся традиций. Так, Людмила Сараскина (редактор-составитель сборника) предложила оригинальное видение жизни и творчества писателя. Солженицын «проживал все свои жизни – и свою реальную, персональную, и несостоявшиеся, альтернативные». При этом не как художник или артист, а как реальный человек. Подобным образом он и достигал той абсолютной убедительности, которая характеризует стиль Солженицына. С Сараскиной заочно полемизирует японский славист Тоефуса Киносита, охарактеризовав «повествовательный комплекс» писателя не только в категориях «сочувствия» и «вживания», но и «вненаходимости», «дистанцирования», видя в них «авторский подход к миру».

Эксперт по творчеству Солженицына из Дубны Светлана Шешунова обратила внимание на нарушение писателем привычных традиций. Если в русской литературе не принято было положительно (в лучшем случае нейтрально) изображать жандармов и правительственных чиновников («бюрократию»), то Солженицын с нескрываемой теплотой вывел соответствующие типажи (Столыпин, Ободовский, Крылов). Другой чертой Александра Исаевича был изначальный заряд на позитив. Поэтому, несмотря на «зрячую любовь» к России (Александр Шмеман), Солженицын дал «больше положительных героев, чем все другие русские писатели».

Познавательны доклады Жоржа Нива, проследившего символику сна в солженицынской прозе (и не только в «Красном колесе», но и в «Раковом корпусе»), и британского исследователя Майкла Николсона, который посвятил сообщение ранним жанровым поискам писателя, в частности, поэме «Дороженька». Интересна статья и о категории времени московского исследователя Бориса Любимова, отмечающего, что в «математически точной поэтике» автора «Матренина двора» случайностей не бывает.

Сборник выходит за рамки чистого литературоведения. Та же Шешунова пишет о «Творчестве Солженицына и проблеме топонимической реставрации», касаясь вопросов возвращения исторических имен и реакции на переименование учащихся. Тему преподавания в числе других продолжили Александр Урманов (Благовещенск) и Михаил Голубков (Москва) в докладах, посвященных проблемам изучения «Красного колеса» в вузе и школе.

Другим отдельным блоком выступают мемуарные свидетельства: математика Сергея Гродзенского, учившегося в Рязани у Исаича (кличка, данная Солженицыну школьниками), или же актера Евгения Миронова, блестяще сыгравшего Глеба Нержина в сериале по роману «В круге первом».

Думается, конференция и круглые столы подтвердили еще одну тенденцию – уникальность места Александра Солженицына в мировой литературной и в целом культурной жизни. Альтернативы ему не было и нет. Если русская литературная и общественная мысль второй половины XIX века жила в заочном противостоянии Федора Достоевского и Льва Толстого, а стимулом развития американской литературы середины и второй половины ХХ века было не менее заочное противостояние Уильяма Фолкнера и Габриэля Гарсии Маркеса, то ни в русской, ни в европейской, ни в мировой литературе писателя с альтернативными взглядами, но с равным Солженицыну дарованием, пожалуй, нет. Непарный писатель.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
638
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2364
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1569
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1195

Другие новости