0
1401
Газета Non-fiction Интернет-версия

26.03.2009 00:00:00

Палимпсест онтологии

Тэги: богатов, манифест, онтология


богатов, манифест, онтология

Михаил Богатов. Манифест онтологии. – М.: Скимень, 2008. – 360 с.

Книга саратовского философа Михаила Богатова представляет собой первый том дилогии, в котором исследуются возможности современной онтологии на предмет ее институционального и содержательного существования. Автор избирает стратегию удержания вопроса о бытии, через которую заявляют о себе политические и экономические стратагемы, определяющие онтологию с античных времен. Их целью является не сведение теоретической мысли к практическим выводам, а возвращение онтологии того, что ей принадлежит по праву.

Вопрос о бытии после вопрошания Мартина Хайдеггера стал тем стержнем, благодаря и вопреки которому удалось деконструировать метафизику в XX веке. Забвение вопроса о бытии, по Хайдеггеру, символизировало философию с момента ее возникновения, несмотря на то что древнегреческие этимоны наиболее аутентичны смыслу сущего. Различение Хайдеггером бытия и сущего терминологически вошло в философский оборот, нередко оборачиваясь этимологической схоластикой, когда за мудрствованием над истинным происхождением слов пытаются скрыть тот факт, что язык – это проходной дом бытия (Федор Гиренок).


Подобие Трансцендентального Означаемого...
Хоан Миро. Из цикла «Созвездия»

На протяжении книги Богатов пытается доказать, что «вопрос о бытии, удержанный в своей вопросительности, – это либо вопрос не понимающего то, что спрашивается, либо непонятый вопрос – и никак иначе. Выйти за пределы мира невозможно, а понимание, которое может дать мир, согласно временной конституции самого мира, – это понимание «как [есть бытие]?», а не «что [есть бытие]?». Автор приходит к выводу, что сама возможность спрашивания-в-пределах основывается на доверии тому, «что бытие из-быточно (а потому в его пределах можно получить ответ на вопрос о нем же)». Такое доверие дает бытию право на из-быточность, в то время как способ избегания избыточности по-прежнему служит основанием для естественно-научного вопрошания. Таким образом, бытие становится недостаточным, «поскольку с него спрашивают одно, а стремятся получить совершенно другое». По Богатову, «опытное изучение бытия необходимо там, где игнорируется его избыточность, игнорируется изначально, в самой постановке вопроса о бытии». Столь феноменологическая риторика, ориентирующаяся на словесную чтойность, игнорирует ноуменологический проект почему-вопрошания, который получил свою наибольшую выразительность у Хайдеггера: «Почему вообще есть сущее, а не, наоборот, ничто?»

Стилистика книги напоминает «хайбихинский» стиль философствования, образованный путем сращения немецкого языка Хайдеггера в переводе Бибихина на русский язык. Методологически философская разновидность «плетения словес» весьма плодотворна, поскольку доказывает наличие нетранспарентности (непрозрачности) между бытием и языком, а также принципа «изначального опоздания», согласно которому референт опережает означаемое, а означаемое – означающее. Говоря об усредненной понятности бытия, которая не в последнюю очередь зависит от лингвистической некомпетентности (наперекор Ноаму Хомскому), автор констатирует, что онтология излишня: «Негативность вопроса о бытии как не могущая быть удержанной вопросительность вопроса без отсылки к ответу или к его возможности в качестве ссылки/поломки/замены сущностно соотносится с усредненной понятностью бытия, которая ссылает вопрос о бытии как вопрос-что по линии ответа на вопрос-как; в этом же смысле онтология – это, как кажется, нечто излишнее».

Михаил Богатов придерживается монологического подхода в понимании бытия, не допуская существование региональных онтологий, которые стали достоянием философии в XX веке в результате многочисленных деструкций и деконструкций. Очевидно, что собирание онтологий не может дать в сумме подобия Трансцендентального Означаемого, но оно вполне может стать тем палимпсестом, на котором вопрошается поверх вопрошавшегося.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2142
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1388
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1031
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1351

Другие новости