0
1009
Газета Non-fiction Интернет-версия

24.04.2008 00:00:00

Казнить сову

Тэги: мудрец, пророк, проблема


От мудрецов скучно. Совсем по Гегелю, когда серым рисуют по серому и в сумерках, во мгле цвета скисшего мозга, вылетает сова Минервы. Сейчас – тьма-тьмущая мудрецов. Понятно, мало кто из них может похвастаться оригинальным умом. Зато записаться в их круг большого мужества не требуется, комфортно. Кого можно назвать современными мудрецами? Аналитиков, экспертов, публицистов. Тех, кто рассуждает обо всякой всячине.

Проблема этих современных мудрецов, во-первых, в том, что их не слышно, во-вторых, в том, что они обслуживают если не конкретных заказчиков, то уж точно чужие судьбы. Мудрецы в отличие от пророков не демонстрируют хищные, как разрезанный сахарный арбуз, пламенные амбиции. Их зона – безобидные рассуждансы по поводу чужих праздников и поражений, то есть заведомо придаточная, теневая территория, а вдобавок их дело предусматривает тихую интонацию «объясняющих господинчиков», поэтому время синхронно речам скрадывает гримаски этих лиц.

Другой случай с пророками. Жесткой, хоть и простой, тирадой на гегелевскую похвалу сумраку звучит Достоевский: «Бывают такие минуты, когда все умственные и душевные силы, болезненно напрягаясь, как бы вдруг вспыхнут ярким пламенем сознания, и в это мгновение что-то пророческое снится потрясенной душе, как бы томящейся предчувствием будущего, предвкушая его». Сильный писатель носит на своем кулаке пророческую жилу. Гудящую, как небо над аэродромом.

Не надо путать пророческий дар с гражданской проповедью. Образ идет дальше идеи. Книга, полная красивых метафор, но идейно нейтральная, все равно может быть прочитана как пророческая.

Пророк – это индивидуальная, свежая интонация, в которой и арбузный хруст амбиций, и обещание новых исторических поворотов, и боль о собственной бренности, и экзистенциальная страсть к паблисити, и презрение к суетным заботам молодящихся мудрецов┘ Мудрец незаметен, он всегда может схорониться во мраке. Пророк бросает вызов разуму. Миссия – безрассудство. Его побивают камнями и расклевывают совами. Он задирает голову, и ему ее усекают. Он говорит о тщетности, и предвещания сбываются. Так было в 1898 году, когда писатель Морган Робертсон написал роман «Тщетность», в котором описал гибель гигантского корабля «Титан» после столкновения с айсбергом в первом же своем рейсе.

Кто такой пророк? Для случайных толп – все равно что придурок. Некто, претендующий говорить громко. Еще это рассказчик, увлекающий необычным изложением жизненных обстоятельств. Сказитель, которого можно толковать разнообразно. А если совсем обобщать, яркий человек. Царь Ирод заплатил Иоанну ответной ревностью, словно тот пытался отобрать его жену. В обществе, где серым рисуют по серому, ибо простерты над страной совиные крыла, пророки вне закона.

Но время ярких скоро придет.

Будем красным рисовать по красному. Пророчу.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Карнавальный переворот народного тела

Карнавальный переворот народного тела

Юрий Юдин

100 лет тому назад была написана сказка Юрия Олеши «Три толстяка»

0
528
Тулбурел

Тулбурел

Илья Журбинский

Последствия глобального потепления в отдельно взятом дворе

0
543
Необходим синтез профессионализма и лояльности

Необходим синтез профессионализма и лояльности

Сергей Расторгуев

России нужна патриотическая, демократически отобранная элита, готовая к принятию и реализации ответственных решений

0
430
Вожаки и вожди

Вожаки и вожди

Иван Задорожнюк

Пушкин и Лесков, Кропоткин и Дарвин, борьба за выживание или альтруизм и другие мостики между биологией и социологией

0
279

Другие новости