Задача максимум для властей – чтобы все дети росли в семьях. Фото РИА Новости
Сироты при живых родителях – серьезная проблема современного мегаполиса, которую важно решать без отлагательств. В некоторых регионах России среди всех сирот 90% – социальные, дети, о которых не желают или не могут позаботиться их родные родители. По статистике, в 2012 году 6230 женщин оставили новорожденных детей в родильных домах России. В Москве без попечения родителей, по данным прошлого года, оставалось 18 552 ребенка. Задача максимум для городских властей – устроить всех этих юных москвичей в семьи, кровные или замещающие.
Для защиты прав детей в Москве по инициативе мэра Сергея Собянина разработана модель искоренения социального сиротства и развития семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Ее срок действия – 2013–2016 годы, а важнейшие меры, предусмотренные департаментом социальной защиты Москвы, – профилактика социального сиротства и устройство детей, оставшихся без попечения родителей, в нормальные семьи.
Исходное положение модели – ребенок должен воспитываться родителями, а не в госучреждении, каким бы хорошим оно ни было. Потому главная задача профилактики – сохранение ребенка в кровной семье и оказание своевременной индивидуальной помощи семьям, ситуация в которых проблемная. Городские власти стараются сократить число детей-сирот, находящихся на воспитании в организациях, и избежать повторения социального сиротства в случае устройства ребенка на воспитание в замещающую семью.
В нынешнем году целевыми группами для профилактики социального сиротства в Москве были более 2 тыс. безнадзорных детей, 12 тыс. беспризорных детей, а также 5,2 тыс. несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, состоящих на учете в центрах социальной помощи, которые проживают в 3,1 тыс. семей, состоящих на учете, в статусе находящихся в социально опасном положении. Кроме того, на особом контроле социальных педагогов остаются 19,7 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Для того чтобы московская модель действовала, соцработникам приходится проводить индивидуальную профилактическую работу с каждой семьей, находящейся в социально опасном положении. Ведь для того чтобы понять, кому нужна помощь, нужно в первую очередь проводить постоянный мониторинг семей, позволяющий выявить у ребенка запрос на помощь или защиту. Кроме того, вмешательство педагогов завершается работой по реабилитации семьи и защите прав ребенка.
Существующую сеть детских домов, школ-интернатов, социально-реабилитационных центров и домов ребенка в Москве предполагается преобразовать в центры содействия семейному воспитанию. Их будет 33. Главные функции подобных центров – работа по сохранению ребенка в семье, временное содержание и воспитание детей в случае необходимости, возврат их в кровную семью (если это возможно) или устройство в замещающее семейство. Также специалисты центров займутся постинтернатной адаптацией детей.
Кроме того, столичная модель предлагает развивать новые формы квалифицированного замещающего воспитания для детей, оставшихся без попечения родителей, старшего возраста, детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. Например, это могут быть приемные или патронатные семьи.
Чтобы добиться поставленной цели, правительство Москвы предлагает создать в городе единое профилактическое и реабилитационное пространство. Вся работа с детьми и семьями будет осуществляться «на земле» и сосредоточена в районах столицы. Район предполагается рассматривать как некую «сотовую» единицу, а весь город будет состоять из 115 «сот» в 11 административных округах. В каждом из них будет обеспечен полный набор услуг, необходимых форм помощи и социальной поддержки всем целевым группам детей и семей.
Для всей этой масштабной работы столице нужны профессионалы нового типа, и потому неизбежна подготовка кадров для создания у московских соцработников новых профессиональных компетенций и изменения профессионального менталитета специалистов в сфере защиты прав детей, ориентированного на семейное воспитание детей. Но предлагаемые меры будут трудно реализуемы без полноценной системы стимулирования (в том числе нематериального) и повышения социального статуса усыновителей, опекунов и попечителей, приемных родителей, а также патронатных воспитателей. Потому кроме чиновников к делу искоренения социального сиротства должно подключиться все общество – гражданские активисты, благотворительные, негосударственные некоммерческие организации и представители бизнеса.