Не секрет, что масштабные реформы в системе столичного образования в последние несколько лет потребовали и заметных изменений в работе и оценке уровня подготовленности педагогов. О том, как за это время трансформировались профессиональные качества руководителей образовательных учреждений и какими стали критерии их профессионализма и компетентности, корреспонденту «НГ» Оксане СКРИПНИКОВОЙ рассказал директор государственного автономного учреждения города Москвы «Московский центр качества образования» Алексей РЫТОВ.
– Алексей Иванович, каков главный итог изменений в системе аттестации руководителей образовательных учреждений?
– Главное, наверное, в том, что все большее число руководителей понимает: аттестация сегодня – это обязательная процедура и к ней необходимо тщательно готовиться. Ранее директор сам решал: аттестоваться ему или нет. Процедура носила добровольный характер. Руководитель претендовал на квалификационную категорию. Априори предполагалось, что назначенный директор соответствует занимаемой должности. С 2011 года требования были изменены, и законодательно закреплено требование аттестации на соответствие занимаемой должности руководителя образовательного учреждения. Очень часто, имея большой педагогический и руководящий стаж и опыт, директор на него в основном и рассчитывает. Но современные условия и те изменения, которые произошли в системе образования в последнее время, требуют от руководителя постоянной готовности соответствовать этим требованиям и изменениям и нарабатывать новый опыт – в новых условиях. Сегодняшняя процедура аттестации позволяет оценить уровень профессиональной компетентности руководителя образовательной организации и степень ее совершенствования. Некомпетентный директор сегодня вынужден будет пройти досрочную переаттестацию и подтвердить соответствие уровня компетенций уровню занимаемой должности, а подтвердить его удается не всегда. Это создает хорошую конкурентную среду как для педагогов, так и для руководителей учреждений образования.
– С изменением порядка аттестации педагогов, в том числе руководителей учреждений образования, оценивать работу последних стали иначе?
– Новый порядок аттестации педагогов и руководителей образовательных учреждений вступил в силу еще в 2011 году, и в Москве на сегодняшний день эта система отработана и эффективно используется. Оценивать работу руководителей учреждений образования всегда было непросто. Директор ведь отвечает в школе за все – от питания до безопасности, имеет дело с большими финансовыми ресурсами, а сегодняшние условия требуют от него компетентности не только в педагогике или хозяйственной деятельности, но и, например, в знании и применении новых технологий, в умении грамотно и эффективно справиться с конкретными ситуациями. Не случайно аттестационные процедуры предполагают не только оценку достижений образовательного учреждения, которым руководит аттестуемый директор, но и оценку его теоретической подготовки. Директор обязательно проходит тестирование по широкому кругу вопросов и ситуационных задач, успешное решение которых позволяет определить уровень управленческой компетентности. Например, в раздел аттестационных материалов для руководителей образовательных учреждений, касающихся делового администрирования, были включены реальные ситуационные задачи, которые директору приходится решать каждый день. Эти простые арифметические расчеты, как ни странно, позволяют определить уровень профессиональных компетенций руководителя образовательного учреждения. Сегодня директор должен быть, с одной стороны, как никогда компетентен в вопросах управления школой, в менеджменте, знании образовательного права и экономики, а с другой – он все же остается педагогом. Потому что нельзя управлять школой, не понимая и не зная сути педагогического учреждения, педагогических технологий и современных инновационных программ. А потому профессиональная деятельность директора школы анализируется и оценивается сегодня по результативности образовательного учреждения. Это, пожалуй, главный критерий, и на нем основан рейтинг московских школ.
– Какие, на ваш взгляд, перспективы есть в Москве для повышения профессионализма руководителей образовательных учреждений?
– Московская образовательная среда позволяет сегодня выстроить образовательный процесс не просто качественно, но и более эффективно по сравнению с другими регионами хотя бы потому, что в Москве на сегодняшний день для этого есть все возможности, и их больше, чем в других регионах. Сегодня любой учитель или завуч может легко посчитать бюджет образовательного учреждения, в котором работает. Педагоги точно знают, что за качественный труд они могут получить и более высокое материальное вознаграждение. Заработная плата становится по-настоящему «заработанной платой» за труд. Поэтому наиболее успешными в этих условиях будут те руководители, которые смогут организовать деятельность образовательного учреждения таким образом, чтобы добиться максимальной результативности. Все необходимые условия для этого в столице есть. Ну и, наверное, самое главное – изменилось отношение самих руководителей образовательных учреждений к совершенствованию своего профессионализма.