Открытие нового комплекса Дворца пионеров в 1962 году. Фото РИА Новости
Московский городской дворец детского (юношеского) творчества, или Дворец пионеров, объединяющий в себе творческие, технические, научные кружки, спортивные секции и секции туристическо-краеведческой направленности, а также десятки других направлений, – центр дополнительного образования столицы для детей младше 18 лет. За свою более чем полувековую историю дворец пережил многое: сменил шестерых директоров, видел знаменитых выпускников вроде Ролана Быкова или Натальи Гундаревой – и порядком обветшал… Истории с его ремонтом тянутся уже много лет. Вот и Исаак Калина, глава Департамента образования Москвы, говорил о нем: у нас, мол, школы куда «дворцовее». Однако сегодня это учреждение – не просто центральный Дворец детского творчества в России. В нем, несмотря на все перемены и неприятности, по-прежнему кипит жизнь.В конце 50-х группе московских художников и скульпторов поручили спроектировать комплекс нового типа, который вместил бы в себя всевозможные архитектурные и живописные элементы – от указателей в виде скульптур до росписей стен. Все это должно было объединяться общим, но тем не менее достаточно условным стилем. В итоге комплекс, еще не такой, каким мы его знаем сегодня, удостоился Государственной премии РСФСР в 1967 году.
Сейчас в дворец приходят около 15 тыс. детей. Однако, по словам Дениса Кравченко, замдиректора комплекса, изначально планировалось, что вмещать он будет вдвое меньше. «Все прозрачные рекреации застроены перегородками, в бывших туалетах оборудовали кабинеты управленцев», – писал в своем блоге в прошлом году Кравченко.
В апреле того же года Кравченко пессимистично рассказывал об общем родительском собрании во Дворце пионеров. «Дворец обветшал, за полвека износились все инженерные коммуникации. Внешний вид тоже оставляет желать лучшего. Как-то руководитель Департамента образования Исаак Калина сказал: «Ребенок, приходя сюда, должен сразу понимать значение слова «дворец».
«Один из лучших образцов архитектуры советского периода – этакий невесомый лебедь, раскинувший крылья на горе, – продолжал Кравченко. – Так было. Сейчас его надо спасать». В 60-е должны были достроить вторую очередь комплекса, куда вошли бы биологический центр, обсерватория, летний театр, спорткомплекс и много чего еще. Но, по словам Кравченко, «то ли денег не хватило, то ли хрущевской воли».
Заканчивает свое сообщение Кравченко словами о том, что, согласно госконтракту, компания «Альфа-Инвест» приступила к научно-изыскательским работам в помещениях и на территории комплекса. Компания должна оценить состояние построек, степень их изношенности, а также соответствие первоначальному проекту полувековой давности. Также замдиректора сообщает, что куратор московской соцсферы, заместитель мэра Ольга Голодец поручила создать рабочую группу, которая должна проконтролировать работы по развитию комплекса.
Нынешний директор дворца Андрей Шашков вступил в должность два года назад, в 2011-м. В июле он заявил: «Никакое новое строительство и другие работы, которые могут причинить вред, вестись не будут». В ближайшее время, сообщал тогда Шашков, территорию ждет только благоустройство, «предстоит ремонт проблемных зон, которые существуют во дворце. Мы постараемся привести их в хороший вид». В пример приводились необходимость ремонта стадиона, создание подстадионных помещений. Также речь велась о внутреннем благоустройстве: планировался запуск нового оборудования для развития, в том числе научной сферы дворца и существующих направлений спорта. Помимо этого оборудование собирались закупать для таких, в частности, направлений, как космос и астрономия. «Мы будем развивать и направления на стыке наук, – говорил директор, – например, нанотехнологии». «Коллектив во дворце замечательный, мы будем продолжать с ним работать», – резюмировал Шашков. Ему предстояло тогда пройти через два года неимоверных трудностей, с которыми, судя по его реакциям, директор вполне справляется.
Дети празднуют День города на территории Дворца пионеров в этом году. Фото с официального сайта Дворца пионеров |
«Скажу честно – неправда, – отвечает Шашков. – Руки у нас все те же. Деньги нам по-прежнему дает город, он с нас и требует. И по-прежнему перед нами стоят задачи – бюджет расходовать оптимально, привлекать спонсоров и зарабатывать самим. Такие «прописные истины» – и весьма нелегкие в осуществлении».
При этом Шашков не только вполне адекватно реагирует на критику, но и призывает к ней: «Я уже неоднократно в блоге говорил, что не знаю всего о дополнительном образовании и всегда готов выслушать любую критику, конечно, не в стиле «сам дурак». Иногда даже, каюсь, провоцировал. На сайте дворца – кто там давно не был – кнопку специальную сделали: задай, мол, вопрос директору. Развиваем интерактив – получаем интерпассив».
И благодарит родителей за поддержку, как в случае с передачей части заказника «Воробьевы горы» Парку имени Горького. «Местные жители, – пишет он, – вышли на митинг, обеспокоенные не только судьбой заказника, но и территории дворца. Искренне благодарен всем коллегам и нашему родительскому комитету, которые забили тревогу и уже в который раз показали: дворец охраняют не только законы, но и общественная поддержка». И продолжает: «Я искренне поздравляю руководство парка с тем, что им удается сделать свое пространство одновременно многолюднее и уютнее».
На самом деле комплекс по-прежнему предоставляет огромное количество программ и возможностей – глядя на их качество и количество, забываешь про существующие проблемы. Так, сообщает Шашков, по дорогам парка с ограниченной скоростью ездят машины учеников автошколы, в комплексе работает прокат снаряжения для зимних и летних видов спорта – есть даже сигвеи. В июне этого года на территории дворца прошли День защиты детей и фитнес-фестиваль. Площадь парадов приняла внушительный парк техники МЧС. «Мы даже готовы были посадить у себя вертолет», – сообщает директор дворца. Традиционно проходят на территории комплекса День города и День знаний, здесь отмечаются 23 февраля и 8 Марта, тут справляют Рождество, сюда приходят на фестиваль «Юные таланты Московии».
В этом году системе дополнительного образования в России исполняется 95 лет. По словам директора главного ее института, «мы можем сделать так, чтобы она выглядела на 18 с хвостиком». Оптимизм и веру в светлое будущее Дворца пионеров внушает отчасти и то, что праздники тут выходят за рамки традиционного формата. На последний День города, к примеру, был организован граффити-джем «Я люблю Москву». Эта площадка для творчества объединила около 170 художников: любой желающий мог самовыразиться, признавшись столице в любви.