Чем лучше ученики сдают экзамены – тем выше шанс их школ получить премии. Фото PhotoXPress.ru
В сентябре общественности был представлен рейтинг «500 лучших школ России». При формировании списка в качестве критериев использовались показатели учебных заведений при сдаче единого госэкзамена, а также наличие в школах призеров и победителей Всероссийской олимпиады школьников в 2013 году. В топ-500 вошло 89 московских школ, столица стала лидером по этому показателю. Первое же место занял московский лицей № 1535, ранее в третий раз ставший лучшим образовательным учреждением города.Сообщается, что подобный рейтинг был составлен впервые, потому как за его основу были взяты показатели ЕГЭ. Первоочередным при этом стал фактор количества учеников, успешно сдавших три госэкзамена. Если представитель школы набирал от 220 баллов и более, то школе начислялся один балл; полбалла присуждалось, если ученик набирал от 190 баллов до 220.
Вторым фактором стали конкурсные победы учащихся: в расчет брались Всероссийская и международные олимпиады. За победы в последних присуждалось 10 баллов, а за прохождение регионального этапа Всероссийской олимпиады – один балл. Отметим, что в топ попали только те учебные учреждения, чьи представители становились призерами или победителями Всероссийской олимпиады – составители рейтинга посчитали это необходимым условием.
Московские школы в рейтинге – явные лидеры. Наибольшее число представителей имеет столица, и в топ-25 – семь учебных учреждений. Первое место (привычное по московским меркам, так как эта школа неоднократно признавалась лучшей в столице) занял лицей № 1535. Директор лицея Татьяна Воробьева объясняет успех своих учеников выстроенной в школе системой мотивации. «Мы не являемся школой для суперодаренных детей, – сказала Воробьева в интервью «АиФ». – У нас нормальные дети, но с высокой степенью мотивации». При этом, подчеркнула руководитель школы, средние результаты и даже тройки – вполне нормальный вариант для лучшего в России образовательного учреждения. ЕГЭ Воробьева назвала формой внешнего контроля, но такой формой, с которой ребенок должен быть знаком.
По результатам сентябрьской проверки Счетной палатой РФ финансирования столичных школ успехам московских образовательных учреждений во много способствовали новые стандарты в этой сфере – солидные средства, выделенные на нужды образования, рост зарплат учителей, ремонты в школах, запуски пилотных проектов по обновлению образовательной среды и т.п. В пример приводится статистика, по которой число школ, подготовивших призеров и победителей заключительных этапов олимпиад, выросло на 70%. Количество же самих победителей и призеров выросло на 19% по сравнению с предыдущим годом. По сравнению с 2005 годом число еще более внушительное – финалистов стало в три раза больше.
В Москве также существует рейтинг собственных школ, показавших высокие образовательные результаты. Его вот уже третий год составляет столичный Департамент образования. Московский рейтинг не учитывает результаты, показанные на международных олимпиадах, однако, так же как и в случае с всероссийским рейтингом, за основу берет результаты ЕГЭ.
Также важно упомянуть, что на его основе московским школам присуждаются гранты мэра столицы, так как подъем образовательных учреждений в списке на более высокие позиции, по словам властей мегаполиса, свидетельствует о повышении качества системы образования в целом. Гранты являются как стимулом, так и премией. Победители московского рейтинга делятся на три категории, каждая из которых получает соответственно 15, 10 и 5 млн. руб.
Во многом подобная система премирования и стимулирования соотносится с позицией мэра Москвы Сергея Собянина, который еще недавно высказывался относительного того, что за отличные результаты в ЕГЭ учителя могут получать различные бонусы. К примеру, по словам главы столицы, на этом можно построить систему аттестации преподавателей: при хороших результатах, показанных на ЕГЭ, она может проходить автоматически.