Вакансию педагога найти в столице практически невозможно. Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Три года назад, когда в московском образовании начались активные изменения, опасения по поводу их целесообразности и перспективности были и у педагогов, и у родителей, и, конечно, у профсоюзной организации. Сегодня, оценивая результаты прошедших изменений в общеобразовательных учреждениях, руководство профсоюзов стремится по возможности максимально внедрить их и в системе дошкольного образования. Об этом накануне Дня учителя, а также Дня воспитателя и всех дошкольных работников корреспонденту «НГ» Оксане СКРИПНИКОВОЙ рассказал заместитель председателя московской городской организации профсоюза образования Константин ГУЖЕВКИН.– Константин Сергеевич, каков все-таки главный итог всех нововведений, которые произошли в системе столичного образования за последние три года?
– Мы знаем, что главной целью всех нововведений и преобразований было в конечном итоге повышение качества образования. И уже сейчас можно сказать, что эта цель достигнута. Надо ли при этом говорить о совершенно новом уровне оснащенности сегодняшних школ, упрощении форм аттестации? Кроме того, учителя наконец получили право управлять школой через участие в работе управляющего совета и возможность продемонстрировать опыт на различных профессиональных конкурсах. Все это формирует у педагогов новый взгляд на олимпиады, освоение новых информационных и педагогических технологий, необходимость постоянного самообразования и повышения квалификации. В итоге за последние годы в три раза выросло число выпускников, получивших высокий балл по результатам ЕГЭ, в два раза – число школ, где есть победители и призеры окружных, городских и республиканских олимпиад, а две трети московских учителей имеют сегодня высшую и первую квалификационные категории. Согласно рейтингу, представленному Минобрнауки РФ, в число 500 лучших школ России вошли 89 образовательных учреждений Москвы, причем 25 из них в первую сотню. В результате сегодня 84% родителей довольны качеством московского образования.
– Как изменилось положение московских учителей в новых условиях?
– За последние несколько лет заметно повысился статус профессии учителя. Преодолев первоначальное недоверие, психологическую неготовность к изменениям и внутреннее сопротивление, московские педагоги постепенно приобрели новый опыт и компетенции. И школы, и учителя оказались в условиях конкуренции, когда их труд оценивают дифференцированно, по конкретным результатам. Пожалуй, это и было самым сложным для педагогов. Но действительно компетентные педагоги успешно справились и получили достойное материальное вознаграждение за труд. Более того, за это время заметно повысился статус педагогической профессии. Быть педагогом стало престижно! Тысячи вакансий, которые были открыты в московских школах еще недавно, сегодня закрыты – выпускники педагогических университетов возвращаются в школы.
– А сегодня, спустя три года, педагоги сталкиваются с какими-то нерешенными проблемами или сложностями?
– Конечно, избавиться от всех проблем сразу невозможно. Актуальными пока остаются вопросы дальнейшей социальной поддержки педагогов. Например, Жилищный кодекс Российской Федерации не дает возможности выделять им жилье в приоритетном порядке. Но московский опыт кооперативного и инвестиционного строительства домов для учителей мог бы стать серьезным подспорьем в решении этой проблемы, как и в вопросе льготного ипотечного кредитования. Особенно это касается молодых педагогов. Кроме этого, мы вносим предложения о социальных гарантиях работников образования на оздоровление или, например, первоочередной прием их детей в дошкольные учреждения, что способно очень облегчить труд учителя.
В профессиональном смысле актуальной остается проблема нагрузки, а точнее, перегрузки педагогов. Дело в том, что средняя учебная нагрузка составляет 21 час в неделю, но на подготовку к урокам, проверку тетрадей, ведение журналов и дневников, внеурочную работу учитель тратит от 30 до 50 часов, а это увеличивает его рабочую неделю до 50–72 часов. Эта общая проблема для всей России, но Москва способна решить ее первой – уменьшив отчетность и количество совещаний, сделав более рациональным документооборот, изменив формы методической поддержки, перейдя на сетевое общение с учителями при повышении квалификации и при методической работе. Наконец, нерешенными пока остаются вопросы условий и оплаты труда работников дошкольных образовательных учреждений. Сложность в том, что здесь оценить результативность и эффективность педагогов, а тем более технических работников, сложнее – нет четких критериев в виде высоких баллов или победы на олимпиадах. Поэтому если средняя зарплата учителя сегодня 67 тыс. руб., то педагогов дополнительного образования чуть больше 40 тыс. руб., при этом нормативная нагрузка последних – в два раза выше. Наша организация, конечно, не согласна с такой ситуацией, и мы надеемся, что в ближайшее время она разрешится, и это станет новым вкладом в повышение статуса и престижа педагогической профессии.