Столичные власти тратят внушительные средства на информатизацию школ. Фото с сайта www.sch1010.ru
В последнее время в столичном образовательном процессе наметилась новая тенденция – создание так называемой метапредметной среды. Обусловлено новое веяние растущей ролью мультипрофессий, когда в одном направлении совмещаются различные, как правило, смежные дисциплины. Мировой тренд отразился и в московских школах, где за последние годы прошли основательные ремонты, призванные адаптировать учебные учреждения под лучшие образовательные стандарты. Одним из примеров подобных учреждений стала школа № 1010.Принцип метапредметности введен в школе № 1010 в этом учебном году – сама школа стала первой из пяти образовательных учреждений, где организуются интерактивные классы. При этом столичные власти выделяют на эти нужды солидные средства. Так, до конца года на информатизацию остальных четырех школ планируется потратить 54,6 млн. руб. Среди закупаемого оборудования называются 3D-принтеры, 3D-проекторы, очки для просмотра трехмерного изображения, электронные книги, видеокамеры, новейшие экраны, а также интерактивные столы и доски.
Проект по 3D-информатизации пока называется пилотным. В скором времени должны состоятся конкурсные процедуры на закупку оборудования для гимназии № 1551 в Южном Тушине, центра образования № 1089 «Коллаж» в Хорошево-Мневниках, школы № 1747 и лицея № 1564 в Митине. Как сообщают в Департаменте образования столицы, в списке присутствуют только те школы, о которых сегодня можно сказать как о самых передовых с точки зрения использования новейших технологий.
В будущем информатизация образовательных учреждений должна привести к тому, чтобы выпускники подобных школ пошли работать в инновационные центры, где смогли бы применить свои знания о новейших технологиях на практике.
По словам куратора методической работы и руководителя Инновационного центра школы № 1010 Анатолия Смирнова, для введения принципа метапредметности были подготовлены несколько специально оборудованных классов, называемых предметными модулями. Для них был отведен целый этаж. Сами модули делятся на несколько типов: наука и техника, моделирование, «я в мире, мир во мне», изобразительное искусство, естествознание и музыка.
Такое ранжирование позволяет проводить в классах комбинированные уроки, или, как говорят в самой школе, метауроки. В образовательном процессе совмещаются, к примеру, география с биологией, черчение с моделированием, география с химией, биология с экологией. ИЗО, говорит Анатолий Смирнов, при этом можно объединить с оптикой, а музыку с такой сферой физики, как звук.
Это способствует тому, чтобы сделать обучение живым, интересным, игровым – каждый модуль оснащен специальным оборудованием. В результате и сами интерьеры модулей похожи скорее на интерьеры технических лабораторий, чем на школьные классы. К примеру, в модуле науки и техники находятся физические лаборатории для исследовательской и проектной деятельности, а сами дети с радостью (кстати говоря, и саму школу называют школой радости) рассуждают о возможностях пользования микроскопами и собственных опытах в химических лабораториях.
Учебная программа была разработана всего за полгода, за основу брались примеры из Финляндии и Великобритании. Пользоваться оборудованием в модулях могут дети любого возраста. Так, в одном модуле старшеклассники могут работать вместе с третьеклассниками. Например, младшеклассники на уроках моделирования создают конструкции при помощи обучающих модулей «Лего», а ученики постарше используют электроприводы и компьютерное программирование. Старшеклассники же могут использовать установленный в помещении макет города для разработки схемы утилизации бытовых отходов.
По словам директора школы Ирины Ждановой, «у ребенка есть возможность проявить себя не только в образовательных компетенциях, но и в качестве лидера, человека, способного разработать, представить и защитить определенный проект». Сообщается также, что, несмотря на все инновации, учебный план школы соответствует федеральному базисному учебному плану. Названия уроков соответствуют федеральным стандартам, а метапредметы проводятся в учебное и внеучебное время. Во втором случае они напоминают занятия в кружках. В учебное время сами преподаватели заменяют обычные уроки гибридными: учителя химии и биологии могут объединиться и провести совместный урок в формате междисциплинарной лекции для подготовки к какой-либо теме.
Между тем московские власти не ждут сиюминутных результатов от внедрения новой системы: только предварительные результаты могут быть получены где-то через полгода. «Механизм только запускается», – рассказывает Анатолий Смирнов. Однако уже есть способы его контроля – создана служба мониторинга под руководством директора одного из корпусов школы № 1010. В ее рамках существуют индикаторы для оценки эффективности – среди них тестирование, опросы и собеседования. Об эффективности такой системы образования можно будет говорить после проведения всероссийских олимпиад. Смирнов уверен, что новое образовательное направление непременно отразится на результатах учеников школы в лучшую сторону. И более того: сами метапредметы, говорит он, дают школьникам возможность овладеть системным подходом, который используют взрослые в реальной жизни.