0
2359
Газета НГ-Регионы Интернет-версия

06.10.2008 00:00:00

Край несбывшихся проектов

Тэги: владивосток, проекты


владивосток, проекты Чиновники уже много лет грозятся сделать столицу Приморья суперсовременным мегаполисом.
Фото автора

Проект планировки острова Русский на минувшей неделе был представлен на утверждение в правительство РФ. По задумке проектировщиков Российского государственного института градостроительства «ГИПРОГОР», на Русском вырастет город-парк, в котором будут жить не менее 160 тыс. человек, почти 50 тыс. – студенты федерального вуза. У жителей Владивостока, который нередко называют «городом несбывшихся генпланов», масштабные проекты вызывают улыбку и невольные воспоминания о былых грандиозных, но так и не реализованных обещаниях чиновников.

Океанариум для студентов

Предложенный вариант застройки острова Русский, на котором через четыре года пройдет саммит стран Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества, на днях подвергся обсуждению в мэрии Владивостока. Гендиректор «ГИПРОГОРа» Михаил Грудинин, его заместитель Сергей Бычков и директор по градостроительству, архитектуре и проектным работам института Игорь Шнайдер считают, что на Русском вырастет настоящий город-парк. «Мы будем строить не объекты саммита, которые будут переданы федеральному университету, – заявил Игорь Шнайдер, – а объекты университета, которые будут использованы для проведения форума. Начнется строительство на склоне бухты Аякс, где расположится уникальное здание-амфитеатр. В этом же районе появятся гостиничные комплексы (в будущем в них поселятся профессура и аспиранты. – «НГ»), конференц- и пресс-центр».

Таким образом, на юге полуострова Саперный вырастет университетский кампус, а на берегу бухты Парис построят здания институтов ДВО РАН и океанариум. В районе мыса Жидкова раскинется парк природы. Проектировщики решили отказаться от централизованного отопления, здания они предполагают обогревать несколькими автономными котельными. Вдоль острова проложат магистраль, запланировано шесть многоярусных развязок.

У жителей Приморья проекты вызывают воспоминания о былых грандиозных, но так и не сбывшихся обещаниях чиновников. Ученые-экологи смотрят глубже: что будет с островом и насколько реально этих «планов громадье»? На Русском нет пресной воды, нет электроэнергии, нет места для очистных сооружений, не подходящий рельеф для строительства, много зеленых массивов, которые из-за строительства попадут под пилу.

Миллион граждан туда, миллион сюда

Владивосток по праву получил название города «несбывшихся генпланов». На утвержденном наконец-то 14 сентября с.г. Генеральном плане города (его не могли принять восемь лет. – «НГ») горожане не обнаружили ни метрополитена, ни канатной дороги, ни нефтезаводов, ни ледовых дворцов, ни прочих обетов, данных нашей властью в предвыборном запале. В 2008 году, к примеру, исполняется 16 лет проекту «Большой Владивосток» – амбициозному плану, согласно которому Владивосток, Артем, Уссурийск, Большой Камень и Находка должны объединиться в единый мегаполис. А ведь так свежи воспоминания о форуме АТЭС в Ханое, на котором губернатор Приморья Сергей Дарькин заявил, что шесть миллионов жителей южного Приморья будут жить в мегаполисе. Общественность края схватилась тогда за голову: откуда в регионе, из которого все кто может уже уехали, возьмется столько жителей, если во всем Приморье меньше двух миллионов человек? Правда, после возвращения губернатора во Владивосток стали говорить о двух-трех миллионах, сейчас уже звучит цифра в один миллион жителей.

«Происходящее сегодня – это игнорирование (а может, неведение) того, что было обещано. Наверное, поэтому Владивосток называют «городом нереализованных генпланов», – рассуждает один из авторов концепции «Большого Владивостока», директор Института региональных проектов Тихоокеанского центра стратегических разработок, кандидат экономических наук Юрий Авдеев. Создатели проекта «Большой Владивосток» пытались посмотреть на город в перспективе до 2010–2015 год, увязывая воедино экономику с социальной сферой, пространственным развитием города, экологией и архитектурой. Тогда впервые оценивалась возможность движения города на острова Русский, Попова и т.д. Директор Института менеджмента, экономики и бизнеса Владивостокского госуниверситета экономики и сервиса профессор Александр Латкин заверил «НГ», что авторам проекта и сейчас не стыдно взять в руки «Концепцию экономического развития южного Приморья «Большой Владивосток». Программа была рассчитана на несколько лет, но в нее не закладывались такие обстоятельства, как чехарда властей, отсутствие преемственности у чиновников, разгул коррупции и т.д.

Нынче краевая власть лелеет еще одну спорную затею – строительство скоростных железнодорожных линий Владивосток–Артем (аэропорт)–Уссурийск и с продлением ее в будущем до Хабаровска. Проект задуман губернатором Приморья Сергеем Дарькиным. «Это возможность экономически объединить города, создать агломерацию на юге Приморья с населением более миллиона человек. Это даст дополнительный толчок для развития края», – в очередной раз напомнил суть идеи Сергей Дарькин на прошедшем на днях в Хабаровске совещании в полпредстве президента в Дальневосточном федеральном округе.

Дарькин за ценой не постоит

Предварительный проект предусматривает, что приморцы смогут добираться из Уссурийска во Владивосток в течение часа (сейчас это занимает три часа. – «НГ»). По словам губернатора, уже готовятся обоснование инвестиций, предпроектные решения, схемы финансирования. Тем не менее железнодорожники на одном из минувших совещаний докладывали губернатору: самый сложный участок – от Владивостока до Угольной, на нем более 60% пути повороты, сегодня средняя скорость на них не более 90 км/ч. Только на то, чтобы увеличить ее до 120 км/ч, требуется более 30 млрд. руб. Но Дарькин был непреклонен, дескать, стоимость проекта – дело вторичное.

Железнодорожники должны предоставить законченный проект, а потом уже начнется поиск необходимых средств. «Пусть проект обойдется хоть в 100 миллиардов рублей, докажите, что без этих денег дорогу не построить, а источники финансирования мы найдем», – горячился перед телекамерами губернатор. А между тем представители Минтранса РФ предлагали японским компаниям принять участие в проектах по развитию транспортной инфраструктуры Дальнего Востока, в частности в строительстве высокоскоростной железнодорожной магистрали Владивосток–Хабаровск, но энтузиазма инвесторы не проявили. Тем не менее 3–4 октября в столице Приморья прошло очередное совещание, на котором вновь обсуждался этот проект.

Приморский тупик

«А зачем нужна скоростная железнодорожная магистраль городу, стоящему в морском тупике? – задает скорее риторический вопрос профессор, старший научный сотрудник Тихоокеанского института географии ДВО РАН Борис Преображенский. – Если есть такая затея, то сначала должно быть обоснование, что по ней будут перевозить? Население Приморья сокращается, будет ли кому ездить по скоростным магистралям через несколько лет, неизвестно».

В памяти Бориса Владимировича масса нереализованных приморских проектов, для которых он привлекался в качестве эксперта. «Было три попытки возведения гидроэлектростанции на реке Бикин, два проекта строительства водохранилища в этом же районе, три итерации АЭС, попытка создания терминала по перегрузке аммиака в бухте Троица, нефтеперегонного завода в бухте Перевозной, несколько проектов моста через бухту Золотой Рог, есть 22 проекта очистных сооружений для краевой столицы, которые «строят» более 30 лет, – перечисляет собеседник «НГ». – Владивосток стал городом грез из-за его фатального невезения с градоначальниками и губернаторами. Причем начиная с 1905 года, когда во главе форта был поставлен человек, повелевший срубить все леса в окрестностях в опасении японских шпионов, пожаров и диверсий. Уже тогда город лишился своих «легких» и питьевой воды».

На днях стало известно, что власти Приморья могут отказаться еще от одной громкой затеи – строительства театра оперы и балета. Департамент градостроительства администрации края на днях известил о переносе проведения открытого аукциона на выполнение проектно-изыскательских работ по этому объекту. Госзаказчик, правда, не называл причины переноса торгов. Ранее предполагалось, что театр оперы и балета будет возведен на искусственном острове (см. «НГ» от 05.09.08). В нем обещали два зала на 2000 мест, рядом сквер и автопарковку. Только на проектирование театра в бюджете было заложено более 125 млн. руб.

Владивосток


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
694
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2427
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1624
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1250

Другие новости