Чиновники уже много лет грозятся сделать столицу Приморья суперсовременным мегаполисом.
Фото автора
Проект планировки острова Русский на минувшей неделе был представлен на утверждение в правительство РФ. По задумке проектировщиков Российского государственного института градостроительства «ГИПРОГОР», на Русском вырастет город-парк, в котором будут жить не менее 160 тыс. человек, почти 50 тыс. – студенты федерального вуза. У жителей Владивостока, который нередко называют «городом несбывшихся генпланов», масштабные проекты вызывают улыбку и невольные воспоминания о былых грандиозных, но так и не реализованных обещаниях чиновников.
Океанариум для студентов
Предложенный вариант застройки острова Русский, на котором через четыре года пройдет саммит стран Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества, на днях подвергся обсуждению в мэрии Владивостока. Гендиректор «ГИПРОГОРа» Михаил Грудинин, его заместитель Сергей Бычков и директор по градостроительству, архитектуре и проектным работам института Игорь Шнайдер считают, что на Русском вырастет настоящий город-парк. «Мы будем строить не объекты саммита, которые будут переданы федеральному университету, – заявил Игорь Шнайдер, – а объекты университета, которые будут использованы для проведения форума. Начнется строительство на склоне бухты Аякс, где расположится уникальное здание-амфитеатр. В этом же районе появятся гостиничные комплексы (в будущем в них поселятся профессура и аспиранты. – «НГ»), конференц- и пресс-центр».
Таким образом, на юге полуострова Саперный вырастет университетский кампус, а на берегу бухты Парис построят здания институтов ДВО РАН и океанариум. В районе мыса Жидкова раскинется парк природы. Проектировщики решили отказаться от централизованного отопления, здания они предполагают обогревать несколькими автономными котельными. Вдоль острова проложат магистраль, запланировано шесть многоярусных развязок.
У жителей Приморья проекты вызывают воспоминания о былых грандиозных, но так и не сбывшихся обещаниях чиновников. Ученые-экологи смотрят глубже: что будет с островом и насколько реально этих «планов громадье»? На Русском нет пресной воды, нет электроэнергии, нет места для очистных сооружений, не подходящий рельеф для строительства, много зеленых массивов, которые из-за строительства попадут под пилу.
Миллион граждан туда, миллион сюда
Владивосток по праву получил название города «несбывшихся генпланов». На утвержденном наконец-то 14 сентября с.г. Генеральном плане города (его не могли принять восемь лет. – «НГ») горожане не обнаружили ни метрополитена, ни канатной дороги, ни нефтезаводов, ни ледовых дворцов, ни прочих обетов, данных нашей властью в предвыборном запале. В 2008 году, к примеру, исполняется 16 лет проекту «Большой Владивосток» – амбициозному плану, согласно которому Владивосток, Артем, Уссурийск, Большой Камень и Находка должны объединиться в единый мегаполис. А ведь так свежи воспоминания о форуме АТЭС в Ханое, на котором губернатор Приморья Сергей Дарькин заявил, что шесть миллионов жителей южного Приморья будут жить в мегаполисе. Общественность края схватилась тогда за голову: откуда в регионе, из которого все кто может уже уехали, возьмется столько жителей, если во всем Приморье меньше двух миллионов человек? Правда, после возвращения губернатора во Владивосток стали говорить о двух-трех миллионах, сейчас уже звучит цифра в один миллион жителей.
«Происходящее сегодня – это игнорирование (а может, неведение) того, что было обещано. Наверное, поэтому Владивосток называют «городом нереализованных генпланов», – рассуждает один из авторов концепции «Большого Владивостока», директор Института региональных проектов Тихоокеанского центра стратегических разработок, кандидат экономических наук Юрий Авдеев. Создатели проекта «Большой Владивосток» пытались посмотреть на город в перспективе до 2010–2015 год, увязывая воедино экономику с социальной сферой, пространственным развитием города, экологией и архитектурой. Тогда впервые оценивалась возможность движения города на острова Русский, Попова и т.д. Директор Института менеджмента, экономики и бизнеса Владивостокского госуниверситета экономики и сервиса профессор Александр Латкин заверил «НГ», что авторам проекта и сейчас не стыдно взять в руки «Концепцию экономического развития южного Приморья «Большой Владивосток». Программа была рассчитана на несколько лет, но в нее не закладывались такие обстоятельства, как чехарда властей, отсутствие преемственности у чиновников, разгул коррупции и т.д.
Нынче краевая власть лелеет еще одну спорную затею – строительство скоростных железнодорожных линий Владивосток–Артем (аэропорт)–Уссурийск и с продлением ее в будущем до Хабаровска. Проект задуман губернатором Приморья Сергеем Дарькиным. «Это возможность экономически объединить города, создать агломерацию на юге Приморья с населением более миллиона человек. Это даст дополнительный толчок для развития края», – в очередной раз напомнил суть идеи Сергей Дарькин на прошедшем на днях в Хабаровске совещании в полпредстве президента в Дальневосточном федеральном округе.
Дарькин за ценой не постоит
Предварительный проект предусматривает, что приморцы смогут добираться из Уссурийска во Владивосток в течение часа (сейчас это занимает три часа. – «НГ»). По словам губернатора, уже готовятся обоснование инвестиций, предпроектные решения, схемы финансирования. Тем не менее железнодорожники на одном из минувших совещаний докладывали губернатору: самый сложный участок – от Владивостока до Угольной, на нем более 60% пути повороты, сегодня средняя скорость на них не более 90 км/ч. Только на то, чтобы увеличить ее до 120 км/ч, требуется более 30 млрд. руб. Но Дарькин был непреклонен, дескать, стоимость проекта – дело вторичное.
Железнодорожники должны предоставить законченный проект, а потом уже начнется поиск необходимых средств. «Пусть проект обойдется хоть в 100 миллиардов рублей, докажите, что без этих денег дорогу не построить, а источники финансирования мы найдем», – горячился перед телекамерами губернатор. А между тем представители Минтранса РФ предлагали японским компаниям принять участие в проектах по развитию транспортной инфраструктуры Дальнего Востока, в частности в строительстве высокоскоростной железнодорожной магистрали Владивосток–Хабаровск, но энтузиазма инвесторы не проявили. Тем не менее 3–4 октября в столице Приморья прошло очередное совещание, на котором вновь обсуждался этот проект.
Приморский тупик
«А зачем нужна скоростная железнодорожная магистраль городу, стоящему в морском тупике? – задает скорее риторический вопрос профессор, старший научный сотрудник Тихоокеанского института географии ДВО РАН Борис Преображенский. – Если есть такая затея, то сначала должно быть обоснование, что по ней будут перевозить? Население Приморья сокращается, будет ли кому ездить по скоростным магистралям через несколько лет, неизвестно».
В памяти Бориса Владимировича масса нереализованных приморских проектов, для которых он привлекался в качестве эксперта. «Было три попытки возведения гидроэлектростанции на реке Бикин, два проекта строительства водохранилища в этом же районе, три итерации АЭС, попытка создания терминала по перегрузке аммиака в бухте Троица, нефтеперегонного завода в бухте Перевозной, несколько проектов моста через бухту Золотой Рог, есть 22 проекта очистных сооружений для краевой столицы, которые «строят» более 30 лет, – перечисляет собеседник «НГ». – Владивосток стал городом грез из-за его фатального невезения с градоначальниками и губернаторами. Причем начиная с 1905 года, когда во главе форта был поставлен человек, повелевший срубить все леса в окрестностях в опасении японских шпионов, пожаров и диверсий. Уже тогда город лишился своих «легких» и питьевой воды».
На днях стало известно, что власти Приморья могут отказаться еще от одной громкой затеи – строительства театра оперы и балета. Департамент градостроительства администрации края на днях известил о переносе проведения открытого аукциона на выполнение проектно-изыскательских работ по этому объекту. Госзаказчик, правда, не называл причины переноса торгов. Ранее предполагалось, что театр оперы и балета будет возведен на искусственном острове (см. «НГ» от 05.09.08). В нем обещали два зала на 2000 мест, рядом сквер и автопарковку. Только на проектирование театра в бюджете было заложено более 125 млн. руб.
Владивосток