Во Владивостоке возбуждено уголовное дело против руководителя дорожного хозяйства края Леонида Вильчинского. Как сообщила старший помощник руководителя следственного управления СКП Приморского края Аврора Римская, ему предъявлены обвинения в превышении должностных полномочий и нанесении финансового ущерба региону. По версии следствия, чиновник дал одному из автопредприятий края право на перевозку топлива с превышением допустимой нагрузки на ось автомобиля без платы за ущерб, причиненный дорогам. Это позволило предприятию «сэкономить» более 3 млн. руб., которые должны были пойти в краевой бюджет.
Дороги края убивают не только нерадивые чиновники, но и дорожные службы. Скандальную известность главный ремонтник дорог в Приморье – ОАО «Примавтодор» – приобрел прошлой осенью. Битумно-щебеночной смесью был засыпан участок федеральной трассы на выезде из Владивостока. Народу рассказали, что «применена прогрессивная технология дорожного покрытия», на практике сотни машин остались без лобовых стекол и оптики. Только через полгода губернатор Сергей Дарькин, который каждый день ездит по этой трассе на работу, принял решение признать работу невыполненной, а начальника филиала уволить по статье. Гендиректор ОАО «Примавтодор» Виктор Корочин вину признал, а мэрия Владивостока, к счастью, за халтуру не успела перечислить предприятию 58 млн. руб.
Кто разбивает дороги Владивостока, пытались выяснить и депутаты гордумы. Народных избранников заинтересовало, почему многотонные фуры везут грузы из морского торгового порта по центральным дорогам краевого центра, добивая и без того хлипкий асфальт, без дополнительного налога. Ответа в отличие от прокуратуры они не нашли. Как и понимания, почему ямочный ремонт, запрещенный в России в 2004 году, вовсю практикуется дорожными службами.
Если муниципальные дороги в городах и районах края деградируют, то краевые и федеральные трассы более или менее в приличном виде. С 2007 года в Приморье работает программа «Дороги края». По задумке депутатов за 4 года должна сформироваться единая сеть из федеральных, краевых и муниципальных дорог. В ответе за будущие магистрали ОАО «Примавтодор» – предприятие, имеющее 25 филиалов по краю. Но положение предприятия, как и состояние дорог, сейчас не завидное. В 2007 году «Примавтодор» дважды выставлялся на аукцион, потом на публичные торги (за 709 млн. руб. – «НГ»). В нынешнем январе компания «Лесной квартал» приобрела право на покупку «Примавтодора» и внесла задаток. Однако краевая прокуратура усмотрела нарушение: приватизация запланирована была на 2007 год, а продажа акций предприятия состоялась в 2008 году. Разбирательство по поводу законности сделки продолжится в Арбитражном суде.
Эксперты полагают, что дороги лучше не станут, если не изменить форму финансирования дорожной отрасли: «Примавтодор» получает до августа 30% бюджетных денег, остальные – осенью. За остающееся до холодов время качественно освоить деньги невозможно. К примеру, из 461 млн. руб., выделенных на дороги города Владивостока в 2007 году из федерального бюджета, было освоено только 139 млн. руб.
Владивосток