Ситуация в дорожном хозяйстве Самарской области десяток лет назад считалась достаточно благополучной. Областные власти широко рекламировали свои успехи в строительстве и поддержании существующей дорожной сети. Но громкий и длительный конфликт между прокурором Самарской области Александром Ефремовым и руководителем областного департамента по строительству, архитектуре, жилищно-коммунальному и дорожному хозяйству Александром Латкиным обернулся серьезной проверкой качества работ на самарских дорогах. И расследованием деятельности Дорожного фонда, которое задело интересы семьи бывшего самарского губернатора Константина Титова (см. «НГ» от 3.06.02). В итоге были заведены уголовные дела на виновных чиновников и строителей, многолетний соратник губернатора был освобожден от должности, а у региона заметно испортились отношения с федеральным Центром.
Назначенный осенью прошлого года новым губернатором Владимиром Артяковым министр транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области Валерий Матвеев считает своей задачей подтянуть на дорожное строительство средства областного и федерального бюджетов. Он признает, что сегодня 12% дорог в области находится в критическом состоянии. Из 1300 сельских поселений Самарской области 287 сёл и деревень с населением более 13 тысяч человек не имеют подъездов с твёрдым асфальтобетонным покрытием.
Чтобы изменить ситуацию к лучшему, весной принята Стратегия развития сети автомобильных дорог общего пользования Самарской области. Она заменила действовавшую ранее областную программу модернизации и развития сети автомобильных дорог общего пользования до 2025 года. Если в 1997 году на тысячу жителей Самарской области приходилось 110 автомобилей, то к 2015 году ожидается 350. При увеличении парка автотранспорта почти вдвое, протяженность дорог общего пользования за последние 10 лет выросла в регионе всего на 20%. Решение задач областной «дорожной стратегии» потребует до 2020 года вложения более 300 млрд. руб., в среднем около 31 млрд. руб. в год.
По словам Валерия Матвеева, Самарская область долго была в «черном списке» и не получала финансирования на дорожное строительство из федерального Центра. Теперь ситуация изменилась. Планы у областного правительства большие, но на собственном резерве финансовых средств города и области их не вытянуть. Нужно строить мосты, в том числе минимум два в областном центре через реку Самару, а в области еще и второй автодорожный переход через Волгу, так как пока в регионе через нее можно перебраться лишь по плотине Жигулевской ГЭС. В Самаре надеются на повышении доли федерального центра в софинансировании дорожного строительства в регионе с 50 до 70%. Сейчас областной Минтранс плотно работает с «Росавтодором» над продвижением своих проектов.
Проходящая через Самарскую область федеральная трасса Москва-Челябинск М-5 «Урал» не сильно отличается от областных дорог. И по своему состоянию и по уровню оснащенности. Пропускная способность этой двухрядной автотрассы сегодня явно недостаточна для многократно увеличившихся транспортных потоков. Владимир Артяков на днях констатировал: «Мы десятую часть консолидированного бюджета области, свыше 8,5 млрд. рублей выделили на дороги ≈ это на 86% больше, чем в 2007 году. И результаты уже видны не только по Самаре, но и по другим территориям».
Самара включена в перечень крупнейших городов страны, которым в рамках реализации проекта «Новые дороги России» планируется выделить 20 млрд. руб. на строительство и ремонт дорог. Владимир Артяков 3 сентября сообщил, что из федерального бюджета на эти цели выделено 455 млн. руб. При этом правительство области продолжит оказывать помощь городу. Только в этом году из областного бюджета на ремонт дорог в столице региона было выделено почти 900 млн. руб. По мнению Артякова, дополнительная сумма из федерального бюджета поможет выполнить задачу, которую перед собой поставили областные власти – за три года привести в порядок все дороги региона.