В Ростовской области самой проблемной трассой является наиболее загруженное шоссе России – федеральная трасса М-4 «Дон», соединяющая Москву с Черноморским побережьем. Построенная еще в 60-е годы XX века трасса давно не справляется с возросшими транспортными потоками. Существующие здесь двухполосные участки замедляют движение и приводят к образованию многокилометровых заторов.
Организация на трассе «Дон» четырехполосного движения идет уже несколько лет и в последнее время ускорилась расшился благодаря возросшему объему финансированию из федеральной казны. В Ростовской области в 2008 году работы ведутся на пяти участках трассы длиной 29 километров. На ремонт и реконструкцию шоссе планируется направить 6 млрд. руб., что позволит обновить 56 километров проезжей части. Для сравнения, в 2007 году было выделено 2 млрд. рублей. Завершение реконструкции М-4 в Ростовской области планируется к 2013 году.
Кипят работы на трассе и в соседнем Краснодарском крае. Дорожники сегодня реконструируют ее в Кущевском районе, что летом привело к гигантским заторам. Многочисленные знаки, ограничивающие скорость до 40 км/час и запрещающие обгон, не позволяют водителям легковых автомобилей обойти плетущиеся с черепашьими скоростями колонны фур. Ускорившиеся машины тут же останавливают бдительные инспекторы ГИБДД. Корреспондент «НГ» насчитал на небольшом реконструируемом и, видимо очень прибыльном, участке сразу четырех сотрудников ГАИ с радарами.
Помимо реконструкции трассы «Дон» сегодня в Ростовской области реализуются еще несколько проектов, призванных преобразить дорожный комплекс региона. В их числе мост с подъемной пролетной частью в районе станицы Казанской, общей стоимостью 670 млн. руб., который обеспечит движение водного транспорта по Верхнему Дону. Еще один проект, начатый в конце 2007 года – новый мостовой переход через Дон в центральной части Ростова. Новый 460-метровый мост с пропускной способностью 60 тыс. машин в сутки, позволит снизить транспортную нагрузку в центре донской столицы. Еще одна крупная стройка – скоростной платный туннель, который свяжет центр города с крупнейшим спальным микрорайоном «Северный». Предполагается, что ростовский туннель будет напоминать Орловский путепровод под Невой в Санкт-Петербурге.
Одной из главных бедой ростовчан сегодня являются не плохие дороги, а их перегруженность. Ростовские магистрали работают на пределе своих возможностей. И неудивительно, – на 1200 километров местных дорог приходится около 300 тысяч автомобилей. С такими темпами транспортную систему вскоре может охватить паралич. В 2008-2010 годах донские власти планируют направить на реконструкцию и строительство дорог 23 млрд. руб., что в полтора раза превышает расходы 2005-2007 годов.