В 2006 году на прием к главе администрации одного из районов Волгограда пришел аккуратный мужчина. Среди сидящих в очереди пенсионеров и инвалидов он выделялся не только своим очевидно преуспевающим видом, но и неожиданной просьбой: «У меня беда, яхту парковать негде...» После чего попросил районные власти срочно решить вопрос с парковочными местами для яхт и катеров┘
Недешевый пропуск в высшее общество
Сегодня, по оценкам специалистов, в Волгограде насчитывается от 150 до 170 владельцев яхт среднего и высшего класса. Это немного по сравнению с такими соседними волжскими городами, как Саратов и Астрахань, этого достаточно, чтобы говорить о формировании в городе-герое на Волге вполне самостоятельного яхт-сообщества. В это сообщество открыт доступ только тем, кто способен выложить не менее миллиона рублей за покупку самой простенькой яхты, произведенной в США или Скандинавии и, как правило, уже бывшей в употреблении. «Яхтенный спорт, как и яхтенный бизнес, – это дело для очень богатых людей. Бедные под парусами не ходят», – сказал «НГ» один из владельцев 12-метровой посудины. По его словам, по количеству и качеству частных яхт, стоящих на пристани, можно судить о развитости бизнеса в городе и об уровне благосостояния местной «буржуазии».
Высший класс волгоградского яхт-сообщества как раз и составляют счастливые обладатели судов длиной свыше 12 м. Таких в Волгограде не более 10, стоимость этих плавучих домов эксперты оценивают в диапазоне от 500 тыс. до 2 млн. долл. Средний класс яхт-корпорации представляют владельцы судов длиной от 9 до 12,5 м. Стоимость таких кораблей колеблется в диапазоне от 3 до 10 млн. руб. Владельцы яхт размером от 5 до 9 м составляют «яхт-массовку», стоимость их плавучих средств ограничивается 1–3 млн. руб.
Метр, как и доллар, является главной единицей измерения классности яхты и соответственно статуса ее владельца. По словам одного из известных волгоградских яхтсменов, «один метр длины яхты стоит в среднем миллион рублей».
Однако цена яхты отнюдь не состоит только из суммы, которую ее владелец выложил за ее покупку. Как заметил хозяин одной из плавучих красавиц, яхту можно купить за 3 млн. руб., а потом заплатить за ее оснащение в два раза больше. В зависимости от начинки яхты одной и той же модели могут различаться по стоимости в два-три раза.
По словам самих яхтсменов, в Волгограде в последний год суда интенсивно оснащаются следующими механизмами: яхтенный генератор (стоит от 10 до 25 тыс. долл.), эхолот «Впередсмотрящий» (от 5 до 10 тыс. долл.), радары речного класса, работающие в радиусе 30 миль (10–25 тыс. долл.), картплоттер, то есть GPS-навигатор (от 3 до 10 тыс. долл.). Разумеется, в навороты входит также обшивка палубы тиковым деревом, цена квадратного метра которого составляет 500 долл. Для сравнения – площадь палубы 12-метровой яхты составляет свыше 46 кв. м. Типичная однокомнатная квартира┘
Но и это еще не все расходы, которые несут счастливые обладатели яхт на содержание своих игрушек. Оплата только круглогодичной стоянки 10–12-метровой яхты обходится ее владельцу от 120 до 200 тыс. руб. в год. С учетом же технического обслуживания, а также обеспечения топливом годовая эксплуатация яхты класса «люкс» выливается в сумму от 400 до 600 тыс. руб. Содержание маломерных яхт (от 5 до 9 м), равно как и катеров, обходится дешевле – всего лишь 100–150 тыс. руб. в год.
Парковка для «Принцессы»
Одна из главных проблем волгоградских яхтовладельцев – это дефицит мест для стоянок («парковок») судов. «В Волгограде яхтенная инфраструктура совершенно не развита. По сравнению с другими волжскими городами мы отстали на 5, а то и 10 лет», – жаловался в разговоре с «НГ» один из судовладельцев.
Развитие яхтенной инфраструктуры в Волгограде, по оценкам специалистов, является одной из самых перспективных и выгодных сфер вложения капитала. По слухам, сейчас в городе-герое на Волге планируется построить не менее двух «яхт-клубов» – так называют целые комплексы по обслуживанию элитных частных судов класса «река–море». Как удалось выяснить, наиболее крупный «яхт-клуб» на берегу Волги в Центральном районе Волгограда планирует построить в ближайшее время одна из компаний, занимающаяся поставками яхт и катеров в город из-за границы. Этот «яхт-клуб» будет представлять собой инфраструктурный модуль, в который входят специально оборудованный причал-понтон, стоянка, магазин, гостиница, заправка бензином и водой и т.д. Стоимость строительства такого «яхт-клуба» составляет, по оценкам специалистов, 3–4 млн. долл., период окупаемости не превышает 10 лет.
Непременной частью комплекса «яхт-клуба» является служба организации покупки и продаж судов. Редкий владелец парусника или катера покупает его раз и на всю жизнь. Настоящий яхтсмен всегда стремится через год-другой сменить свою посудину на более презентабельную. «Яхту всегда покупают на вырост, – рассказывает владелец 12-метрового парусника. – Если сегодня предприниматель имеет 7-метровую яхту, то он через несколько лет непременно постарается поменять ее на 9-метровую, но ни в коем случае не на меньшую. Наращивание длины яхты – это своеобразная мания, все новая и новая цель, к которой нужно стремиться».
Сегодня, несмотря на инфраструктурную неразвитость, в Волгограде уже сформировался рынок импортных яхт, бывших в употреблении. В значительной степени конъюнктуру на этом рынке определяют американские суда. Они считаются по сравнению с европейскими более простыми в эксплуатации, более комфортабельными. А кроме этого и более дешевыми – стоимость американских яхт рассчитывается в долларах, в то время как суда такого же класса, но привезенные из стран Евросоюза, продаются уже по курсу евро. Самые распространенные в Волгограде марки яхт – «Байлайнер», «Бавария», «Ринкерс», «Сиарей». Однако, несмотря на сложившийся рынок, покупка яхты дело не только дорогое, но и длительное. От момента заказа судна до его прихода в Волгоград проходит от трех до шести месяцев.
Признанными лидерами волгоградского яхт-сообщества являются яхты класса «Принцесса». Сегодня, по словам информированных источников, их в городе-герое всего три. Длина «Принцесс» составляет от 16 до 21 метра, стоимость каждого судна свыше миллиона евро. Впрочем, до недавнего времени Волгу бороздила четвертая и самая дорогая «Принцесса». Она принадлежала бывшему мэру Волгограда Евгению Ищенко. Стоимость этой яхты, по оценкам экспертов, составляла около 2 млн. евро. После того как мэр был отстранен от должности, осужден и покинул Волгоград в неизвестном направлении, уплыла и его «Принцесса».
Впрочем, несмотря на такую заметную потерю, волгоградское яхт-сообщество продолжает прирастать новыми судами. По информации «НГ», в 2007 году в Волгограде и области было продано яхт больше, чем за пять последних лет. А за 3,5 месяца 2008 года яхт преуспевающие волгоградцы купили больше, чем за весь 2007 год. «Лет через пять на Волге появятся пробки», – заверил «НГ» один из ветеранов яхтенного движения города.
И эта перспектива представляется отнюдь не фантастической. Впрочем, дело не только в постоянно растущем парке частных элитных судов. Серьезной проблемой для «речных адмиралов» становится сама Волга.
Во-первых, для большинства яхтсменов-любителей пространство плавания ограничено, с одной стороны, плотиной Волжской ГЭС, а с другой шлюзами Волго-Донского канала. Только немногие фанаты решаются на дальние «заплывы» через шлюзы – до Саратова или Астрахани (из-за отсутствия на территории Волгоградской области сети речных заправок плывущие яхты, как правило, сопровождают специально нанятые бензовозы, двигающиеся по берегу вдоль реки, чтобы в случае необходимости организовать дозаправку яхты). Большинство предпочитают не терять время и бензин заправляют в «пробках» шлюзов, стоять в которых иногда приходится по шесть часов. Между прочим, например, на протяжении водного путешествия из Волгограда в донской порт Калач-на-Дону смельчакам приходится преодолевать 13 шлюзов┘
Во-вторых, Волга в районе Волгограда считается очень сложным судоходным маршрутом. После спада воды в конце июня великая русская река настолько мелеет, что в иных местах даже на середине русла ее глубина не превышает полуметра. Сесть на мель рискуют не только новички, но и более искушенные «мореходы». Обилие мелей требует от владельцев яхт хорошего знания фарватера (а его ширина порой не превышает 20 м и делает невозможным спокойное расхождение двух плывущих на встречу крупных судов). Проблема мелей усугубляется запущенным состоянием речного дна. Дно Волги давно никем не чистится, а напротив Волгограда, к примеру, уже несколько десятилетий находятся в затопленном состоянии два неизвестных судна, которые представляют собой реальную угрозу для любительского судоходства.
Однако еще более серьезной проблемой, чем волжские мели и шлюзы, для владельцев яхт является квалифицированная помощь в ремонте судов. Как сообщил «НГ» один из яхтсменов, в Волгограде сейчас имеется всего лишь три сертифицированных механика по обслуживанию и ремонту яхт. Услуги этих специалистов очень дороги, а ежемесячная зарплата каждого из них, как говорят, превышает 10 тыс. долл. Чтобы отремонтировать пострадавшую яхту, иногда приходится ждать не один месяц.
Несмотря на все финансовые и моральные тяготы, число желающих купить себе яхту в Волгограде не уменьшается. И дело не только в тихом и красивом отдыхе на воде (хотя и это весьма важно для Волгограда, где летом жара достигает 45 градусов по Цельсию). «Яхтенная коммуникация» – это прежде всего прекрасный способ налаживания общения с различными высокопоставленными чиновниками и политиками. Яхта – это пропуск в высшее общество, в клуб избранных, куда всем остальным «сухопутным» вход строго воспрещен. С помощью яхт завязываются полезные знакомства, под парусом же решаются многие политические и кадровые вопросы, совершаются многомиллионные сделки.
«На воде, как и в бане, все равны», – бросил фразу один из владельцев люксовой посудины. Однако это равенство для строго ограниченной группы лиц, которых в Волгограде не наберется больше двух сотен. Не так много для миллионного города┘
Волгоград