0
1711
Газета НГ-Регионы Интернет-версия

26.05.2008 00:00:00

Дорогу к саммиту АТЭС накрыл туман

Тэги: владивосток, саммит, мост


Проект моста на остров Русский, где в 2012 году планируется проведение саммита стран Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), одобрен специалистами Главгосэкспертизы. Об этом сообщила пресс-служба администрации Приморского края. В ближайшее время краевые чиновники обещают начать подготовку к объявлению акуциона на его строительство.

Между тем генеральный план Владивостока, по прогнозам экспертов, вряд ли успеют принять даже к августу, до сих пор не уточнены списки жильцов и объектов, попадающих под снос, неизвестно, всем ли из запланированных строек быть. На заседании Координационного совета по развитию Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе, состоявшемся в апреле в Минрегионразвития РФ, выяснилось, что документация по планировке территории полуострова Саперного на острове Русском, где закончится мост, проекты строительства и межевания будут подготовлены лишь к 12 сентября с.г. То есть проблем вокруг моста, даже с утверждением его проекта, меньше не стало.


Один из вариантов моста через пролив Босфор Восточный.
Рисунок с сайта НПО «Мостовик»

Как в Сан-Франциско

Приморский инженер Станислав Лисняк полагает, что строительство моста является не амбициозным, а меркантильным проектом, так как на создании моста кто-то заработает большие деньги, а потом забудет о нем из-за ненадобности. Потому Лисняк выступил с оригинальной идеей: вместо моста на остров Русский построить туннель.

С саммитом АТЭС-2012 острову Русскому подфартило: к 2012 году на его заброшенной и неустроенной территории должны вырасти гостиницы, деловые центры, казино и масса других объектов. Гостей форума и предполагаемых туристов чиновники собираются доставлять сюда через пролив Босфор Восточный по мосту наподобие «Золотых Ворот» в Сан-Франциско. Технические характеристики будущего сооружения известны: это уникальное для России вантовое сооружение должно протянуться от полуострова Назимова (район бухты Патрокл) по акватории пролива до мыса Новосильского (остров Русский). Пролет моста – 1104 м, высота – 70 м, 4 полосы движения, высота пилонов – 295,5 м. Но у инженера Станислава Лисняка есть масса претензий к уже одобренному проекту и самой идее строительства.

«При проектировании моста надо учесть два непременных условия: мост должен позволить проход под ним таких кораблей, как «Крузенштерн» с высотой мачт до 80 метров над водой, а после проведения саммита он должен окупиться через 10–20 лет. А далее работать на прибыль, – считает изобретатель. – Пропускная способность предполагаемого моста – около 20 тысяч автомобилей в сутки. При платном проезде выручка составит около 1,2 миллиарда рублей в год. Треть суммы уйдет на его эксплуатацию, треть – на долговременную окупаемость, треть станет прибылью городу и инвесторам. Если период окупаемости принять в среднем в 15 лет, то максимальная себестоимость моста не должна превышать 6 миллиардов рублей».

Между тем официально заявлено, что мост на Русский дешевле, чем за 15 млрд. руб., не построить. По мнению Станислава Лисняка, все это имеет здравый экономический смысл, если на острове будут жить не менее 50 тыс. человек, а в день приезжать с материка – не менее 10 тыс. туристов. Но вот незадача: земли для подобной экспансии цивилизации на острове нет, и столько туристов за два летних месяца, когда на Русском можно отдохнуть, набрать невозможно. А строить сезонный мост для семи тысяч островитян неразумно.

Изобретатель предлагает, если место проведения саммита не перенесут на материк, то мост лучше заменить туннелем или мини-метро типа «труба–туннель». По его мнению, в этом случае не надо будет отчуждать землю, сносить жилые дома и другие объекты. «Для того чтобы туристы ездили летом на пляжи, а зимой рыбачили на Русском, проще и в разы дешевле построить подводный туннель – трубу с четырехполосным движением, – продолжает Станислав Лисняк. – На это потребуется 20 тысяч тонн нержавеющей стали стоимостью около 4 миллиардов рублей, а общие затраты на строительство составят около 5,5 миллиарда рублей, что окупится за 10 лет».

Лисняк обосновал свою идею массой других доводов. К примеру, в проливе Босфор Восточный, через который протянется мост, сильны южные и северные ветра, которые могут разгоняться до ураганных 40 м/сек. При таком боковом ветре даже стоящий легковой автомобиль сносит с дороги. А труба-туннель, по задумке приморского инженера, будет лежать в идеальных погодных условиях. При этом Станислав Лисняк предложил не бурить землю, а «сварить туннель» и просто уложить его на дно.


Пока летом на остров Русский можно добраться только паромом.
Фото автора

Виртуальные стройки

О состоятельности этой идеи судить специалистам, у проекта приморского инженера есть сторонники и ярые противники. Показательнее то, что во Владивостоке до сих пор обсуждаются всевозможные альтернативные варианты транспортного перехода к объектам саммита АТЭС. А все потому, что строительство моста на остров Русский обременено несколькими серьезными проблемами, о которых громко не любят говорить: возможными цунами и землетрясениями; постоянными подвижками земной коры на этой территории; ведомственной разобщенностью и оборонной безопасностью на Дальнем Востоке. Возможно, это одна из причин, почему вместо громыхания техники жители столицы Приморья до сих пор слушали рассказы пресс-службы краевой администрации о презентациях, на которых губернатор Сергей Дарькин рассказывал о виртуальном сооружении. Хотя эксперты уже не раз заявляли, что строительство должно было начаться┘ еще вчера.

О том, что сроки критичны, еще в середине марта утверждал в одном из интервью гендиректор омского НПО «Мостовик» Олег Шишов, чья организация занималась проектированием моста на Русский: «Все это понимают. Для того чтобы гарантированно построить его, нужно учитывать так называемый сезон неблагоприятных климатических условий для выполнения отдельных видов строительно-монтажных работ. С учетом этих разрывов строительные работы нужно начинать не позднее апреля 2008 года. Опасения, которые сегодня высказываются, обоснованны. К тому же мировая практика сооружения объектов подобного уровня показывает, что все они строились не менее четырех лет».

Положительное заключение Главгосэкспертизы получил и проект моста через Золотой Рог. Его возведение также приурочено к саммиту АТЭС. В конце апреля департамент дорожного хозяйства администрации Приморского края объявил конкурс на строительство, а на встрече с президентом Дмитрием Медведевым губернатор Приморья намекнул, что уже в конце июня может начаться строительство моста через бухту Золотой Рог. «На объекте будет задействовано более 400 единиц техники, понадобится более 2,5 тысячи строителей. Работать люди будут в две смены, а отдельные виды работ, требующие непрерывного производственного процесса (укладка бетона, устройство гидроизоляции), будут выполняться в три смены», – утверждает директор департамента дорожного хозяйства Приморского края Леонид Вильчинский. На скользкие и неудобные вопросы: «Улажены ли недоразумения вокруг исторических памятников, попавших в зону строительства?», «Как будут расселяться люди?» и др., он предпочитает отвечать чиновничьими рублеными фразами: «Спорных вопросов нет. Мероприятия по изъятию земельных участков, попадающих в зону строительства, и сносу объектов, расположенных на них, будут проводиться в строгом соответствии с Конституцией РФ, Земельным, Гражданским и Жилищным кодексами».

Впрочем, если дело пойдет не так гладко, глава края придет на выручку чиновникам – найдет причину. Дарькин любит перечислять проблемы, которые не позволяют начать строительство объектов саммита АТЭС. Кстати, в причинах проволочек и недоразумений приморцам обещал разобраться председатель Счетной палаты РФ Сергей Степашин. На все претензии московский проверяющий во время визита в Приморье дипломатично отвечал: «У нас с Сергеем Михайловичем мысли совпадают. Но многое надо уточнить. Должен быть ускоренный порядок рассмотрения проектно-сметных документов. Оставшиеся до саммита четыре года – сжатый срок. Из 36 объектов, запланированных к саммиту АТЭС, только на шесть разработана проектно-сметная документация. Аудиторы будут анализировать, в чем причина отставания. В столице склонны обвинять в проблемах региональных чиновников, но и там есть люди, которые заняли служебные кабинеты чуть ли не при Сталине».

Сергей Степашин обещал подготовить подробный доклад о ситуации в крае, а в конце мая представить его в правительство и президенту. Приморцы ждут.

Владивосток


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
685
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2419
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1616
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1241

Другие новости