В Ростовской области завершилась десятидневная научная экспедиция по изучению генетической истории донских казаков, организованная в рамках глобального международного проекта «Генографика» (Genographic).
Как сообщили «НГ» в пресс-службе Всевеликого войска Донского, с 8 по 18 апреля экспедиция, организованная исследовательским центром «Северная Евразия» на базе медико-генетического центра РАМН, работала на Нижнем и Верхнем Дону, где за это время было взято около 300 проб ДНК. Кстати, перед экспедицией московские ученые проштудировали произведения Михаила Шолохова, чтобы определить «самые казачьи» станицы Ростовской области.
Изучили генетики и исторические документы, по которым определялись старейшие из станиц. В этой работе московским ученым помогли сотрудники Государственного музея-заповедника М.А.Шолохова и Южного научного центра РАН. В результате были выбраны станицы Раздорская, Елизаветинская, Старочеркасская, Ольгинская, Вешенская, Казанская, Мигулинская, Каргинская и город Константиновск.
Как уточнил атаман Верхне-Донского округа Всевеликого войска Донского Юрий Карташов, пробы ДНК брались у казаков и казачек старше 16 лет, у которых бабушки и деды по происхождению были донскими казаками. Списки жителей предоставляли ученым местные атаманы.
Главной целью проекта «Генографика», который стартовал в 2005 году, является исследование генетической истории народов мира и путей их расселения. Исследование одновременно проводят 10 научных центров в географических регионах, охватывающих весь земной шар. Итоги экспедиции будут внесены в общий банк данных Генетической переписи населения всей Земли и станут известны в 2011 году. Именно к этому времени ученые, возможно, положат конец давним спорам о том, являются ли донские казаки нацией или сословием.
Как известно, в казачьей среде прочно укоренилось мнение о том, что казаки – это отдельная нация. Но, даже если это и так, определить генотип донских казаков будет крайне сложно. Ведь испокон веков казачество располагалось на рубежах Российской империи и формировалось на границах этнических групп. Казачьи земли всегда были многонациональны и многоконфессиональны. В Кубанском войске служили черкесы и ингуши, в Донском было немало калмыков. Если казак после боевых походов привозил домой черкешенку или турчанку, то их дети считались уже полноправными жителями станицы. То же самое было, если казачек брали в жены приезжие.
Впрочем, последняя перепись населения в Ростовской области показала, что около 100 тыс. человек причисляют себя не к русскому, а именно к казачьему народу.
Ростов-на-Дону