0
1568
Газета НГ-Регионы Интернет-версия

17.09.2007 00:00:00

Нерегулируемый перекресток АвтоВАЗа

Тэги: автоваз, профсоюз


автоваз, профсоюз Бывший руководитель АвтоВАЗа, губернатор Самарской области Владимир Артяков может поднять зарплату на предприятии только за счет увеличения прожиточного минимума в регионе.
Фото ИТАР-ТАСС

Попытка независимого профсоюза АвтоВАЗа «Единство» провести 1 августа с.г. массовую акцию протеста, о чем не раз писала «НГ», показала, что у каждой стороны этого социального конфликта своя правда. Напомним, что профсоюз требовал втрое увеличить тарифную ставку и довести зарплату рабочих до 25 тыс. руб. в месяц. Администрация завода категорически отказалась даже обсуждать этот вопрос и приняла жесткие меры в отношении зачинщиков.

Расхождение в показаниях

При этом руководство предприятия считает требования «Единства» нереальными. У рабочих автогиганта иная точка зрения. Так, по оценке лидера вазовского профсоюза «Единство» Петра Золотарева, сегодня средняя зарплата рабочих автозавода составляет от 7 до 15 тыс. руб. При этом 10 тыс. – средний заработок, признаваемый даже официальным профсоюзом, а 15 тыс. – средняя зарплата промышленно-производственного персонала по оценке руководства завода (точнее – 14 658 руб.). Кроме того, есть так называемый социальный пакет, который в денежном выражении на одного работника ВАЗа составляет около 30 тыс. руб. в год. В результате, как официально сообщила пресс-служба группы АвтоВАЗа, за первое полугодие 2007 года на социальные нужды заводчан направлено около 2 млрд. руб.

Заметим, что в минувшем году 112 тыс. работающих на АвтоВАЗе сотрудников произвели 730 тыс. автомобилей. Если брать по самому минимуму, то на каждого работника приходится по 6,5 готового автомобиля в год. За каждый произведенный автомобиль завод получил в среднем около 200 тыс. руб. Таким образом, каждый вазовец создал продукции в год на сумму 1,3 млн. руб. Таким образом, доля зарплаты (если исходить из цифры в 15 тыс. руб.) в стоимости продукции составила 13,8%.

При зарплате в 25 тыс. руб., на которой настаивают члены профсоюза «Единство», доля зарплаты в годовом объеме достигнет всего 23%. Хотя, как известно, в развитых экономиках доля оплаты труда составляет 60–70% от стоимости производимой продукции. К примеру, в автомобильной корпорации «Дженерал моторс» – 65%. Высокая стоимость труда соответственно стимулирует развитие, рост производительности труда, повышение квалификации работников и снижение издержек.

Председатель профсоюза совместного с «Дженерал моторс» тольяттинского предприятия «GM-АвтоВАЗ» Андрей Ляпин убежден, что доля заработной платы в цене готового автомобиля в России ничтожна по сравнению с развитыми странами Запада: «Даже значительное увеличение зарплаты в принципе никак не должно повлиять на розничные цены. Потому что автомобильная отрасль традиционно в России, да и вообще во всем мире, – это достаточно прибыльное производство. Работники на самом деле не являются самой большой статьей расходов и экономии себестоимости на АвтоВАЗе, это уже всем давно известно. В любом случае удовлетворение требования о повышении зарплаты (я уверен, что они не выходят за рамки разумного) не отразится сколь-либо значительно на отпускных ценах. Цена подчинена другим рыночным механизмам».

Зарплата зависит от губернатора?

Иной точки зрения придерживается представляющий руководство ОАО «АвтоВАЗ» начальник управления организации труда и зарплаты предприятия Дмитрий Михаленко: «На сегодня доля заработной платы в себестоимости нашей продукции с учетом налогов составляет около 16%. Ее резкое повышение потребует существенного увеличения отпускной цены на автомобили. Если мы сейчас, условно говоря, увеличим зарплату в три раза, то к цене каждого выпускаемого автомобиля, по оценкам экономистов, нужно будет добавить более 50 тыс. руб. В сегодняшней ситуации резкое повышение цен на автомобили может привести как минимум к серьезному затовариванию, а в крайнем случае – и к остановке завода. Источников повышения заработной платы работников АвтоВАЗа два: это или увеличение доходной части – за счет повышения цен на выпускаемую продукцию, или же рост объемов производства и снижение затрат. В настоящее время мы работаем в условиях жесткой конкуренции – новые иномарки все сильнее укрепляют свои позиции на российском рынке. Если сравнить данные за первое полугодие 2007 года с тем же периодом предыдущего года, то сбыт новых иномарок в стране увеличился на 70%. Стремительно растут и объемы их выпуска в России. Укрепление позиций иностранных производителей происходит как за счет раскрученности брендов, так и за счет программ кредитования, позволяющих потенциальным покупателям автомобилей «Лада» выбирать более дорогие машины». Заметим, что повышение тарифных ставок и окладов работникам АвтоВАЗа в прежние времена осуществлялось за счет повышения цен на выпускаемую продукцию. В последние же годы – на 20–30% это осуществляется и за счет снижения затрат. И в этом году повышение тарифных ставок и окладов в общем составило уже 9,8%. Почему именно на 9,8%? «Недавно вышло постановление правительства Самарской области, – поясняет Дмитрий Михаленко, – в соответствии с которым величина прожиточного минимума в регионе для трудоспособного населения за первое полугодие выросла с 4117 до 4520 рублей. Темп роста прожиточного минимума составил 9,8%. Согласно коллективному договору, получив данные правительства Самарской области, мы произвели расчет повышения тарифных ставок и окладов рабочим, руководителям, специалистам и служащим. В соответствии с обращением профсоюзного комитета президентом группы «АвтоВАЗ» принято решение об индексации тарифных ставок и окладов без применения понижающего коэффициента начиная с итогов работы за первое полугодие. На это ВАЗу потребуются дополнительные средства в размере 1 миллиарда. 470 миллионов рублей».

При этом на ВАЗе ссылаются на то, что вот уже почти год завод не повышал цены на производимые автомашины. И даже хвастаются своим проектом «Бережливое производство». За экономию всех видов ресурсов до 7% от фактической экономии затрат, снижения потерь и недостач или получения выручки от реализации излишнего оборудования направляется на материальное поощрение инициативных работников. Сумма на премирование составляет более 400 млн. руб. в год.

Оригинальный академик

Весьма нестандартную оценку забастовкам на заводе дал академик Евгений Ясин, который, кстати, с 2000 года входит в жюри регионального конкурса «Компания года – лучшие предприятия Самарской области». Ясин утверждает, что люди бастуют не тогда, когда им плохо, а напротив – в период улучшений: «Противостояние между руководством и рабочими – одно из условий социального равновесия. В последние годы роль защитника часто брало на себя государство, но оно показало себя неэффективным. Наконец, у рабочих, объединенных в профсоюзы, появилась возможность взять инициативу в свои руки». В то же время, как полагает известный экономист, «если учитывать, что доля заработной платы в себестоимости российской продукции составляет примерно 10–15%, даже двукратное увеличение зарплаты для бизнеса некритично».

По оценкам же тех, кто непосредственно сталкивался с АвтоВАЗом, уровень зарплаты для рабочих основных производств в течение последних 20 лет кардинально не менялся и составлял около 400 долл. Правда, раньше рабочий каждые три года имел право приобрести новую машину, что оценивается в прибавку примерно в 100 долл. в месяц – купивший за 6 тыс. руб. очередную машину заводчанин тут же перепродавал ее за 10 тыс., что приносило 4 тыс. руб. чистой прибыли. Плюс система заказов на заводе, благодаря которой рабочие покупали все те продукты и товары, которые имелись в Москве и по столичным ценам.

В результате же пришли к тому, что если в 1987 году зарплата на ВАЗе была наивысшей в городе, то через 10 лет – примерно к 1997 году, его догнали по этому показателю «Тольяттиазот», «Синтезкаучук», а сегодня АвтоВАЗ в Тольятти по уровню зарплат рабочих находится где-то на 5–6-м месте.

К цене «Жигулей» или вазовских «десяток» эта зарплата, похоже, никак не привязана. Хотя розничная цена основных марок вазовских автомобилей за 20 лет выросла с 5800–6300 руб. до 240–260 тыс. руб. Так что проблема, судя по всему, не в том, что рабочие завышают свои требования, а в не слишком грамотном и современном менеджменте российского автогиганта.

Самара


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
693
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2426
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1622
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1249

Другие новости