Жители Прибайкалья, несмотря на отдаленность от французского Страсбурга, дорогу в Европейский суд по правам человека все же знают. В прошлом году правды в Европейском суде по правам человека решили искать 18 жителей региона. Хотя, по словам правозащитников, количество обращений с каждым годом увеличивается, желающих пожаловаться в Страсбург значительно больше, чем тех, кто действительно столкнулся с нарушениями норм Европейской конвенции о защите прав человека.
Как сообщили «НГ» в комиссии по правам человека при губернаторе Иркутской области, большинство жителей области не знают, что есть определенные требования, которые необходимо соблюдать, чтобы обратиться в Европейский суд: жалоба должна быть подана не позднее, чем через шесть месяцев после окончательного рассмотрения вопроса компетентным государственным органом. Кроме того, заявителем должны быть исчерпаны все судебные средства защиты своего права.
В иркутской практике наиболее часты жалобы на нарушение статьи №6 Конвенции, которая касается права на справедливое судебное разбирательство и нарушение разумных сроков рассмотрения дела. Отдельные судебные процессы в РФ могут длиться по пять и более лет, что не устраивает граждан и множит претензии к отечественной Фемиде.
Основные проблемы у заявителей возникают на стадии подготовки обращения в Европейский суд. Как рассказал исполняющий обязанности председателя комиссии Павел Мезенцев, многие жалобы отклоняются уже при заполнении заявления и попытки обратиться к помощи адвокатов зачастую не приносят результата: «Я профессионалов в этой области пока не встречал. Люди тратят деньги, а затем идут за консультациями к нам».
Иркутянин Андрей В. (он просил редакцию не указывать его фамилию) – один из немногих жителей области, кто добился положительного решения своего вопроса. Андрею был вынесен оправдательный приговор по уголовному делу, однако некоторое время он провел в следственном изоляторе. За этот период потерял семью, лишился работы. По решению одного из иркутских судов ему должны были выплатить компенсацию из государственной казны, но исполнительный лист застрял в Минфине. Исчерпав все возможности добиться исполнения решения суда, он обратился в Страсбург. Через год его заявление было рассмотрено, и РФ обязали выплатить не только денежную сумму, что ему причиталась изначально, но и компенсацию за моральный ущерб в размере нескольких тысяч евро.
Иркутск