Выездное заседание комиссии Совета Федерации по естественным монополиям обсудило в Иркутске проблемы хозяйственного освоения зоны Байкало-Амурской магистрали. Как заявил во вступительном слове председатель комиссии Николай Рыжков, без Сибири и Дальнего Востока невозможно успешное развитие страны, а потому значение Байкало-Амурской магистрали трудно переоценить. Бывший премьер союзного правительства напомнил, что БАМ строился не только в интересах национальной безопасности, но с другой не менее важной задачей: открыть доступ к освоению весьма внушительного количества месторождений нефти, газа, угля, золота, цветных и редких металлов, других полезных ископаемых. Планов, одним словом, было громадье, но большинство из них так и остались на бумаге. В итоге вторая транспортная по своему значению артерия Восточной Сибири и Дальнего Востока едва-едва загружена на половину своей мощности.
Об этом в своем выступлении говорил и начальник одного из департаментов РЖД Владимир Клименко: «Магистраль так и не стала опорным стержнем экономического развития всей прилегающей территории, как это и планировалось, с каждым годом во все большее запустение приходят бамовские поселки».
Губернатор Иркутской области Александр Тишанин, и председатель регионального парламента Виктор Круглов в своих докладах также говорили о проблемах развития и хозяйственного освоения зоны БАМа. По мнению главы региона, отсутствие необходимой инфраструктуры, заметный отток населения являются сдерживающими факторами в разработке богатейшей минерально-сырьевой базы территорий, прилегающих к БАМу. Между тем, отметил иркутский губернатор, валовая стоимость суммарных запасов полезных ископаемых здесь оценивается в 609 млрд. долл. Ради их освоения и строилась дорога, которую впоследствии скептики назвали «самым длинным памятником эпохи застоя».
Впрочем, участники выездного заседания в своих выступлениях акцентировали внимание не только на накопившихся за два десятка лет проблемах, но и выдвигали конкретные предложения. В частности, речь шла о налоговых льготах и других преференциях для предприятий, развивающих реальное производство в зоне БАМа. По мнению сенаторов, не помешал бы и рамочный закон о социально-экономическом развитии бамовских территорий, а возможно даже, и о создании особой экономической зоны.
Иркутск