Остап Бендер – вылитый Сергей Юрский.
На днях в Питере стало одним дворником больше. |
Если подержаться за мизинец бронзового фотографа – будет тебе счастье. Фото автора |
На Малой Садовой улице, примыкающей к Невскому проспекту, всегда людно. Одна из первых пешеходных зон города пользуется заслуженной популярностью как у старожилов, так и у гостей Петербурга. Особенно здесь уютно в холодное время года – Малая Садовая стала первой улицей в городе, оборудованной подогревом тротуара. Когда вокруг холодно и слякотно, здесь суше и чуть теплее, чем везде.
Редкий человек, проходящий по Малой Садовой, не поднимает голову в поисках небольшой скульптуры, установленной на высоте нескольких метров. Черный кот в натуральную величину невозмутимо взирает с высоты своего положения на снующих людей. Кота называют Елисеем Котовичем Питерским – его постамент прикреплен к стене Елисеевского магазина. Кота «посадили» в 2000 году историк Сергей Лебедев и архитектор Лариса Домрачева. Если монетка, брошенная меткой рукой, останется на постаменте, желание метавшего сбудется. Охотников за счастьем всегда хватает. Возможно, именно поэтому стена вокруг кота испещрена выбоинами, как будто несчастное животное обстреляли из автоматического оружия.
Если посмотреть чуть левее, можно увидеть другой необычный памятник. На тротуаре с подогревом стоит фотограф, а под ногами у него суетится английский бульдог. От непогоды памятник укрывает зонтик, который фотограф заботливо держит над своей дорогостоящей техникой. С памятником всегда кто-нибудь фотографируется, к нему можно подойти и даже потрогать – не возбраняется. Более того, на счастье можно даже подержаться за изящно оттопыренный мизинец фотографа, запечатленного в позе «внимание, сейчас вылетит птичка». От многочисленных пожатий мизинец фотографа сияет медным блеском. Этот памятник оказался здесь не случайно – с начала XX века и до 30-х годов в доме № 3 по Малой Садовой располагалось фотоателье знаменитой династии фотомастеров Булла. Точных данных на этот счет нет, но, возможно, беззаботные туристы фотографируются с самим Карлом Карловичем Буллой – основателем династии. За спиной фотографа, кстати, до сих пор располагается фотомастерская. С Карлом Карловичем, правда, ее связывает лишь памятник.
В десяти минутах ходьбы от фотографа, на набережной реки Фонтанки, сидит маленькая, но знаменитая птичка – Чижик-пыжик. Тот самый, который водку пил. Неподалеку от этого места в XIX веке располагался трактир, который тайно посещали воспитанники Императорского училища правоведения. Разумеется, для распития крепких спиртных напитков. За пестрые мундиры и шапки учащихся этого заведения прозвали «чижиками-пыжиками». Памятник неказистой птичке было решено поставить в 1994 году во время проведения фестиваля юмора «Золотой Остап». Проект крохотной скульптуры высотой всего 11 см разработал грузинский скульптор, художник и сценарист Резо Габриадзе. Горожанам птица очень понравилась, поэтому за последние годы ее крали раз десять. В чижика тоже метают монетки – на удачу. Удача улыбается немногим – из тысяч брошенных монет на постаменте задерживаются лишь единицы. Остальные с громким звоном отскакивают от чижика и падают в Фонтанку.
Те, кому с чижиком удача не улыбнулась, могут попробовать бросить монетку в зайца, который сидит на свае около Петропавловской крепости. Крепость, кстати, построена на Заячьем острове. По легенде, во время наводнения один ловкий заяц спрятался в сапоге Петра I и спасся – тогда и было решено назвать остров Заячьим. В год 300-летия Петербурга здесь появился небольшой памятник, напоминающий о многочисленных наводнениях, обрушившихся на город. Судьбу ушастого можно охарактеризовать одним словом – «воруют». Зайца, как и чижика, успели украсть уже несколько раз.
Всем искателям счастья и удачи «НГ» настоятельно рекомендует заглянуть на Итальянскую улицу, где установлен памятник единственному и неповторимому великому комбинатору. Остап-Сулейман-Берта-Марии Бендер-бей встречает гостей ресторана и предлагает посидеть на стуле работы мастера Гамбса. Ценители советского кино легко узнают черты лица Сергея Юрского, так что можно сказать, что это памятник и ему тоже. На счастье можно потереть самую выдающуюся часть тела Остапа – благородный нос. Как и палец фотографа на Малой Садовой, нос Бендера отполирован до блеска.
Самый «молодой» петербургский памятник установлен на площади Островского рядом с Александринским театром. 16 марта с.г. здесь торжественно открыли памятник дворнику. Скульптор Ян Нейман и архитектор Станислав Одновалов увековечили дворника в мелкозернистом граните, специально для этого привезенном из Финляндии. Истории у этого памятника пока нет, равно как и связанных с ним традиций – молод еще. Будущее дворника также выглядит туманно. Возможно, со временем его перенесут в какое-нибудь более подходящее место. Одно можно сказать с уверенностью – вряд ли скульптуру будут красть, как чижика-пыжика или зайца. Во-первых, дворник слишком тяжелый, а во-вторых – его не возьмут в пункте приема ценных металлов.
Санкт-Петербург