Депутаты Законодательного собрания Иркутской области не поддержали запрос своего коллеги Аполлона Иванова об увеличении нормы представительства Усть-Ордынского Бурятского автономного округа (УОБАО) в парламенте объединенного региона. По мнению единственного представителя автономии в законодательном органе области, в будущем парламенте округ должен иметь не четыре, а шесть мест. Такой же позиции, сообщил Аполлон Иванов, придерживаются и все шесть руководителей муниципальных районов округа.
По мнению мэров, четырех мандатов, а такая норма прописана в проекте федерального конституционного закона об образовании единой Иркутской области, не хватает для того, чтобы в полной мере защитить интересы округа, теряющего свой суверенитет.
Депутаты Законодательного собрания с такой постановкой вопроса категорически не согласились. Как заявил спикер областного парламента Виктор Круглов, подобными действиями можно разрушить скелет не только федерального закона, но и всего остального: «Мы достаточно четко и ясно проработали все нормы закона, обсуждали этот вопрос на сессии, проводили консультации с округом. К нам приезжали Владислав Сурков, Александр Вешняков». Председателя поддержал и его заместитель Геннадий Истомин. Если мы туда полезем, заявил депутат, то получим много неприятностей: «Требовать шесть мест просто неразумно. У нас на каждого депутата от Иркутской области будет приходиться по сто тысяч избирателей, а в округе по 25 тысяч».
Свою лепту в разгоревшуюся дискуссию внесла и председатель парламентского комитета по государственному строительству Людмила Берлина. Она напомнила аудитории об истории вопроса. Еще 11 октября прошлого года в администрацию президента были направлены предложения о норме представительства округа в два депутата. Затем эту схему пересмотрели и норму увеличили до четырех мандатов. Это была наша добрая воля, подчеркнула Людмила Берлина.
Объединительный референдум в Прибайкалье прошел еще 16 апреля 2006 года. Оба региона показали завидную явку, затмив по всем итогам Пермь, Красноярск, Камчатку. В какой-то мере высокую активность населения простимулировал и указ президента о мерах по социально-экономическому развитию Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа на 2006–2007 годы. Объединяющимся регионам, в частности, было обещано финансирование некоторых социальных и технических объектов – больниц, дорог, мостов, школ.
Затем наступили будни. Вновь всплыли вопросы и об особом статусе административно-территориальной единицы, в которую превращалась автономия после завершения объединения, а также другие, не менее острые вопросы. На недавней сессии Виктор Круглов повинился: «Нас захватила эйфория от успешного референдума». Затем добавил: «Полгода прошло, а работа по подготовке общей законодательной базы продвигается медленно. А ведь нам предстоит привести законодательство области и округа к общему знаменателю. В округе, например, роздано очень много льгот за счет федеральных средств. Жители Иркутской области ими не пользуются».
Первый заместитель главы администрации округа Юрий Параничев на процессы объединения двух регионов смотрел более оптимистично, но со своей точки зрения. В беседе с «НГ» он отметил, что идет порой не замеченная общественностью «глубинная работа». «Люди из округа уже сейчас считают, что мы находимся в едином субъекте Федерации, хотя это произойдет только в 2008 году, – говорит Параничев. – И тем не менее письма с различными просьбами идут в администрацию области уже сейчас».
Иркутск