У каждого народа свои свадебные традиции.
Фото Артема Чернова (НГ-фото)
Прошло более двухсот лет с тех пор, когда тысячи армян по указу Екатерины II прибыли на Дон с Крымского полуострова, основав город Нахичевань и пять сел: Чалтырь, Крым, Большие Салы, Султан Салы и Несветай. Они привезли с собой свои древние обычаи и нравы, которых придерживаются и по сей день.
Свату хлеба не давать!
Свадьбы у донских армян пышные и широкие. На сватовство приходят человек сорок как минимум: дедушки и бабушки, тетушки и дядюшки, братья и сестры. На огромных блюдах гости вносят в зал дары: коньяк «Хеннесси» (наверное, потому что дороже армянского), жареного гуся, аппетитные гроздья винограда, конфеты┘ Здесь же и подарок для невесты – изысканные золотые часики и кольцо с бриллиантом, которое, как потом стало известно, передавалось в семье из поколения в поколение.
Когда-то в старину за невесту давали определенный выкуп, который собирали, начиная с самого рождения сына. Теперь о нем напоминает обычай одаривать невесту. Это одна из святых обязанностей близких родственников жениха, сохранившихся до наших дней.
Если родители согласны выдать дочь замуж, об этом сразу сообщать не полагается, чтобы тем самым повысить цену невесты. Чтобы сваты, как полагается, пришли еще раз-другой. Правда, времена уже не те, так что согласие, как правило, сваты получают сразу. Тем более что, если в старину у армян сватов не полагалось угощать, поскольку считалось, что «если свату хлеба дать, нужно и дочь отдать», то теперь одной рюмкой не обойтись. За счастье жениха и невесты пьют до глубокой ночи. К концу застолья договариваются о дне свадьбы. Определяется и число гостей со стороны невесты, оговаривается, что невесту будет одевать сторона жениха.
С чисто кавказским размахом
Свадьбу армяне любят справлять широко. На нее порой приглашается до трехсот человек (сто – это норма). Со взрослыми, будь то в ресторане на банкете или во дворе дома под виноградным шатром, приходят и разнаряженные дети.
Новобрачных на пороге родительского дома посыпают орехами, зерном, конфетами, монетками, что должно, по народному представлению, принести им благополучие.
Хотя тосты сыпятся, как из рога изобилия, а все гости вроде бы дружно выпивают, пьяных вдрызг на этих свадьбах увидишь редко. А танцуют и поют на свадьбах много, на современный лад тамада для потехи проводит и конкурсы. Главная примета удачной свадьбы заключается в том, чтобы никто из гостей не ушел обиженным.
Что касается молодоженов, то они танцуют лишь один танец, во время которого гости осыпают деньгами молодых. Большую часть свадьбы жених с невестой должны проводить за своим столом, принимая подарки и поздравления.
В основном молодым дарят деньги и драгоценности (кольца, цепочки, браслеты). Обычно собирается большая сумма, которая, как правило, покрывает все свадебные расходы. Особое внимание уделяется подаркам родителей.
Еще лет 30–40 назад армянские свадьбы на Дону справляли совсем по-иному, чем сегодня. Они продолжались по трое суток как у жениха, так и у невесты, но основной напор веселья у каждой стороны приходил в разные дни. У невесты за день до венчания, то есть в пятницу вечером, тогда как у жениха мальчишник проходил в субботу или воскресенье. Сейчас же веселье проходит не более двух дней.
На шашлык – в Чалтырь
Особое внимание на армянской свадьбе уделяется кушаньям. Стол ломится от яств: долма в виноградных листьях, чабаб (мясо на шампурах), свиная корейка┘ Много на столе и овощей, особенно блюд из помидоров и баклажан.
На Дону всегда любили вкусно поесть и выпить. Такое отношение к пище и питию осталось и по сей день. Каждый гурман знает, что лучшая уха на природе – в казачьей станице Елизаветинская или Старочеркасская, вино – в Пухляковской или Ведерниках. Ну а шашлыки, конечно же, в армянском селе Чалтырь под Ростовом. Здесь проживает около 15 тыс. человек. Добротные кирпичные дома, ухоженные улицы. В центре села действующая церковь Святого Амбарцума, построенная в середине XIX века. Другим почитаемым местом села является Мец-Чорвах – Большой родник, который в значительной степени определил местонахождение будущего села.
Люди в Чалтыре живут дружно. Здесь нет ни детских приютов, ни домов престарелых. Родители, как повелось испокон веков, доживают с младшим сыном. Здесь умеют искренне радоваться и сопереживать. Помню, много лет назад невольно подслушала разговор двух соседей: «Слушай, на нашей улице ты один ездишь на «Запорожце», вот мы и решили собраться и помочь тебе купить «Жигули». Наша улица не должна быть хуже других».
Шашлык – одно из главных блюд на армянской свадьбе. Каждый его готовит по своему рецепту. Вот один из них: крупно нарезанные куски свинины, желательно с жиринкой и косточкой, приправляют солью и перцем, посыпают нашинкованным луком, брызнув вместо уксуса соком лимона. Затем все хорошо перемешивается и ставится для маринования на несколько часов (не менее восьми) на холод. Затем мясо нанизывают на шампуры и обжаривают над раскаленными углями, время от времени сбрызгивая его водой.
Готовый шашлык подают к столу, не снимая с шампуров. В качестве гарнира подают свежие помидоры, нарезанный кольцами репчатый лук, зеленый лук, а также обжаренные на шампурах баклажаны.
Любят не только кротких
═
Армяне на Дону славятся не только отличной кухней, но и девушками. У армянских девушек необычные глаза – миндалевидные, с поволокой. Антон Чехов в одном из рассказов признается, что гимназистом заглядывался на них всякий раз, проезжая через армянские села. Ростовчанка Галина Кундупян рассказала, что в их семье существует легенда, что писатель был влюблен в ее прапрабабушку Марту и даже просил ее руки. Но состоятельные родители, которые владели большими землями, не захотели выдавать девушку за бедного врача. Жили Кундупяны в селе Большие Салы. По словам Галины, свою встречу с Мартой Чехов описал в своей повести «Красавицы».
«Садясь за стол, я взглянул в лицо девушки, подававшей мне стакан, и вдруг почувствовал, что точно ветер пробежал по моей душе и сдунул с нее все впечатления дня с их скукой и пылью, – пишет Чехов. – Я увидел обворожительные черты прекраснейшего из лиц, какие когда-либо встречались мне наяву и чудились во сне. Передо мною стояла красавица, и я понял это с первого взгляда, как понимаю молнию».
Надо отметить, что к армянской женщине в семье особое внимание. Ее почитают и муж, и дети. Она никогда не будет доживать свой век в одиночестве и нищете. Армянские мужчины, несмотря на свое любвеобилие, практически никогда не оставляют свои семьи. А жены, надо отдать должное их мудрости, умеют прощать «маленькие» шалости своей половинки.
Ростов-на-Дону