0
7113
Газета НГ-Регионы Интернет-версия

18.09.2006 00:00:00

Город из анекдота

Тэги: урюпинск, книга рекордов


урюпинск, книга рекордов Урюпинск – один из старейших городов страны.

В городе Урюпинске Волгоградской области уже несколько недель кипит организационно-литературная работа. Активисты местного молодежного центра и просто горожане собирают информацию о земляках-рекордсменах в различных отраслях деятельности. Цель – написание урюпинской Книги рекордов, аналога знаменитой Книги Гиннеcса. Как заявили «НГ» в администрации города Урюпинска, недостатка в рекордсменах-урюпинцах нет, поэтому «книжка, наверное, получится толстая».

Точное количество рекордсменов пока никто назвать не берется. Однако достоверно известно, что в Книгу рекордов Урюпинска по инициативе преподавателя Урюпинской музыкальной школы Ольги Чутиной попадет одна из ее учениц: юное дарование не только приняло участие уже в десяти различных музыкальных конкурсах, но и встречалось с российским президентом Владимиром Путиным. Пребывание на страницах Книги рекордов Урюпинска гарантировано также местной поэтессе Нине Харитоновой – она написала целых 10 песен о родном Урюпинске.

Чтобы выявить наибольшее число рекордсменов, мэрия Урюпинска организовала серию конкурсов. В ближайшее время в Урюпинске пройдут городские соревнования по пуховязанию – на скорость вязания легендарных урюпинских пуховых платков, на количество петель, на длину пуха и т.д. Сразу после этого состоится городской конкурс анекдотов. Победителем и, соответственно, рекордсменом Книги рекордов Урюпинска, станет тот, кто расскажет самый длинный и самый смешной анекдот. Говорят, в числе претендентов есть те, кто может рассказывать один анекдот почти 30 минут. И, говорят, смешно┘

Миф, далекий от реальности

Еще пятнадцать–двадцать лет назад в существование Урюпинска верили не многие соотечественники. Долгое время тысячи советских граждан считали, что Урюпинск – это город из анекдота, место сугубо вымышленное.

Поистине всесоюзную известность Урюпинск получил в советское время, в конце 70-х–начале

80-х годов, когда большой популярностью пользовался анекдот про московского профессора и студента из Урюпинска. Анекдот имеет много модификаций, вот одна из них. Студент приходит на экзамен по научному коммунизму, а профессор столичного вуза его спрашивает: «Что такое коммунизм? – Не знаю, – отвечает студент. – А кто такой Карл Маркс? – Тоже не знаю. – Ну а про диалектический материализм вы слышали? – Нет, – пожимает плечами молодой человек. – Откуда же вы родом, юноша?! – с изумлением спрашивает профессор. – Из Урюпинска, – отвечает студент. – Эх, бросить бы все, уехать в Урюпинск, – с завистью вздыхает профессор».

Популярный «застойный» анекдот в итоге сформировал миф об Урюпинске как о невероятной провинциальной «дыре», куда не ступала нога прогресса и общественно-экономических формаций. И, как многие другие мифы советской эпохи, оказался далеким от реальности. Впрочем, несмотря на крушение этих мифов, Урюпинск до сих пор остается символом русской глубинки, столицей российской провинции.

Здесь застрял хан Уруп

Город Урюпинск – райцентр Урюпинского района Волгоградской области (до города-героя отсюда 340 километров). Урюпинск был основан на реке Хопер, правом притоке Дона, в конце XIV–начале XV века как пограничная крепость Рязанского княжества. С этого времени городок на Хопре упоминается в исторических документах. Позднее город-крепость был заселен «верховыми» донскими казаками и превратился в столицу хоперского казачества. До 1704 г. казачий городок назывался Урюпин, затем – до 1857 г. – станица Урюпинская.

Существует несколько версий происхождения слова «Урюпинск». Сами урюпинцы любят рассказывать легенду о татарском хане Урупе-Урюпе, который, убегая от атамана Ермака Тимофеевича, якобы застрял «в грязи» на берегу Хопра и был вынужден здесь остановиться. Отсюда и пошла местная поговорка «Застрял, как Урюп». «Грязью» же тогда называли лесные болота. Кстати, уже по другим легендам, в дремучих болотистых лесах под Урюпинском вплоть до середины 70-х годов прошлого века прятались солдаты, дезертировавшие из Красной армии в годы Великой Отечественной войны. Утверждают, что некоторые сердобольные жительницы городка в 40–50 годы их подкармливали и даже «пригуляли» от этих дезертиров детей. Официальные власти этот факт категорически отрицают. Впрочем, любой местный краевед уверенно укажет рукой на правую сторону Хопра: «Да вон там они и прятались, в районе Шемякинских дач, в пещерах. Где еще, говорят, клад Стеньки Разина закопан┘»

По другой версии, «Урюпинск» является искаженным от слов «у руба» – по-казачьи «у обрыва». В этом случае Урюпинск – это город «у руба», стоящий «у обрыва» на Хопре. В каком-то словаре местные краеведы откопали слово «урюпин» – «замарашка», «грязнуля»┘

Подвиг поручика Дудакова

 

С середины XIX века станица Урюпинская превратилась в крупнейший торговый центр юго-востока европейской части Российской империи. Именно здесь проходила ежегодная знаменитая Покровская ярмарка – третья по своим масштабам в стране. С гибелью империи Романовых и упадком Покровской ярмарки закатилась и торговая звезда станицы Урюпинской. В 1929 г. столица хоперских казаков была переименована в советский город Урюпинск.

Впрочем, новую эру светлых годов городок – будущий герой советских анекдотов – встретил с юмором. Как свидетельствуют архивные документы, советская власть в станице Урюпинской установилась в начале 1918 г. мирным путем. Однако ненадолго. На Пасху в том же году проживавший в Урюпинской поручик Дудаков крепко выпил с друзьями-казаками. Хоперский самогон очень быстро произвел большие перемены в мировоззрениях собутыльников: если на трезвую голову Дудаков и его приятели хранили нейтралитет к новой власти, то, приложившись к пасхальному горлышку, приняли решение «вернуть все взад». Достав из подполов винтовки и пулемет, Дудаков с пьяными в стельку приятелями направился к урюпинскому ревкому. Завидев грозных и пьяных казаков, ревком разбежался. В результате Урюпинск стал первым российским городом, в котором советская власть исчезла так же, как и появилась, – мирным путем.

Протрезвевшие казаки во главе с поручиком Дудаковым объявили станичникам, что, поскольку ревком разбежался, «анархия закончилась» и «теперь все будет, как прежде, до комиссаров». Однако через несколько дней в станицу Урюпинскую прибыл карательный отряд из революционных матросов. Поручик Дудаков с друзьями героически погиб в бою.

Коза, достойная обедни

 

Вновь об Урюпинске Большая Россия услышала в конце 90-х годов. В столице российской провинции, по инициативе тогдашнего мэра Валерия Сушко, был открыт первый в РФ памятник козе. Двухметровая каменная рогатая козочка с козленком с тех пор стала официальным символом Урюпинска. И неспроста.

Когда после 1991 г. сломался привычный жизненный уклад на всем постсоветском пространстве, брошенная на произвол судьбы российская провинция выживала, как могла. Настоящим спасением для Урюпинска и его жителей в эти годы стала┘ коза. «Козий бизнес» и раньше был распространен в городке на Хопре. Но в основном как хобби – урюпинцы содержали коз уникальной породы, из козьей шерсти пряли платки, шарфы, варежки. Вырученные от их продажи деньги в 70–80-е годы были дополнительным заработком для сотен горожан.

В 90-е годы дополнительный заработок для подавляющего большинства урюпинцев стал основным. Спасла тогда от нищеты Урюпинск коза с уникальным пухом до 10 сантиметров длиной, похожим на голубую норку. Примечательно, что урюпинская коза теряет способность давать такой уникальный пух за пределами района.

Примечательно, что умение прясть и вязать платки всегда считалось в Урюпинске занятием не только женским, но и мужским. Многие хоперские казаки умеют «накидывать петли» и прясть нить лучше, чем их жены. Нынешний мэр Урюпинска Сергей Горняков как-то признался, что были времена, когда и его семья жила вязаньем.

Сегодня козий бизнес в Урюпинске обретает международный размах. На одной из последних «Зеленых ярмарок» в Берлине сам экс-канцлер ФРГ Герхард Шредер приобрел себе шерстяные носки из Урюпинска. А местная фабрика налаживает контакты с одной из американских торговых сетей.

Навстречу новой жизни

 

Урюпинск сегодня успешно вырывается из образа «захолустья». В «козьем городке» недавно провели выездное заседание федеральной Общественной палаты. Об Урюпинске охотно пишут местные и московские журналисты. В столице хоперского казачества динамично развивается бизнес и даже появились свои «олигархи».

Прибыль в Урюпинске пытаются извлекать из всего. Городские власти, например, пытаются наладить туристические маршруты – восстанавливают «казачий городок», где можно будет даже пострелять из средневековой пушки. Примериваются к бесхозным оврагам под Урюпинском: есть проекты преобразования их в зоны отдыха и места, где бы могли проходить соревнования байкеров.

Важная составляющая урюпинской экономической мощи – семечки. Горчичное и подсолнечное масло умаслили дорогу не одному урюпинскому миллионеру, дали возможность преодолеть угрозу бедности и нищеты сотням горожан. Одна из окраин Урюпинска, своего рода промышленная зона, представляет собой череду «баз» – небольших производственных территорий урюпинского «среднего класса» с идеальным немецким порядком. Сам «средний класс» Урюпинска – это сбитые парни среднего возраста, в хорошей спортивной форме, часто с юридическим образованием. И активно интересующиеся местной политикой: 12 представителей урюпинского «среднего класса» уже имеют мандаты депутатов Урюпинской городской Думы.

Кстати, об «олигархах». По неофициальным данным, на 40 тысяч урюпинского населения приходится 4 «Глинтвагена», 7 мотоциклов «Харли Дэвисон», один спортивный самолет и пара сноубордов. На одной из частных урюпинских конюшен жуют хоперское сено племенные лошадки по 10 и больше тысяч долларов за штуку. Одна из любимых забав местной буржуазии – новогодняя охота на кабана. После охоты разделанную на шашлык кабанятину отмачивают в коньяке.

Опять-таки по неофициальным данным, в среднем на двух жителей Урюпинска приходится по одному автомобилю. На местном маслоэкстракционном заводе (МЭЗ) рядовые работники в лучшие времена имели по два авто. Грузчики МЭЗа, говорят, поменяли не по одной машине.

Одновременно с новым бизнесом в Урюпинске ухитрились сохранить и старые экономические объекты. В «козьем городе» успешно работают несколько заводов – консервный, строительный комбинат. Также действуют «Сельмаш», завод ламинированной бумаги, трикотажная фабрика (она производит знаменитые майки с надписью «Брошу все – уеду в Урюпинск»), мебельная, обувная┘ Одним словом, есть куда, бросив все, приехать.

Божья Матерь, Ленин и Первый урюпинец

В Урюпинске любят памятники. Мэр города Сергей Горняков, например, коллекционирует┘ памятники Ленину. У него их уже целых два. «Собираю их, – признался Горняков. – Одного купил за десять тысяч рублей, другого – за бутылку водки. Вот скоро будет третий – бюст присмотрел». Памятники вождю урюпинский мэр содержит на своем дворе.

А в Урюпинском краеведческом музее находится скелет Первого урюпинца. Ознакомиться с останками «отца урюпинского народа» может любой желающий: скелет Первого урюпинца, как и Ленин в Мавзолее, лежит в подсвеченной витрине музея, комфортно расположившись в дубовой колоде и черных кожаных сапогах. Злые языки, сомневаясь в исторической достоверности, шутят, что это не просто первый урюпинец, а «первый встречный урюпинец».

У «отца всех урюпинцев» – странные сапоги, найденные в одном из древних захоронений. Каблуки на этих сапогах расположены вовнутрь – не вниз от подошвы, как в современной обуви, а с точностью до наоборот – вверх┘ Почему первые жители будущего городка-анекдота носили сапоги каблуком вовнутрь, сегодня не могут объяснить даже сами урюпинцы.

Гордостью Урюпинска является икона Урюпинской Божьей Матери. Она находится в городской часовне, у колодца со святой водой. В годы воинствующего атеизма, когда родники пытались засыпать землей и заливать цементом, местные бабушки ложились под тракторы и бульдозеры, чтобы сохранить «живую воду» (в ней отмечается высокое содержание серебра). Несколько дней назад икона Урюпинской Божьей Матери замироточила. Митрополит Волгоградский и Камышинский Герман назвал это добрым знаком.

В Урюпинск за святой водой едут самые разные люди из дальних уголков России и ближнего зарубежья. Сами же урюпинцы активно используют воду из «святого родника» при домашней консервации. Горожане утверждают, что огурцы и помидоры в таких банках «просто волшебные».

* * *

Местные олигархи возводят в Урюпинске сказочные хоромы.
Фото автора
┘А еще в Урюпинске любят лозунги. Главный лозунг города, который можно увидеть на плакатах, растяжках и баннерах, – «Урюпинск – столица российской провинции». Транспарант с надписью «Умом Россию не понять» висит около преуспевающего маслоэкстракционного завода, «кузницы урюпинских олигархов». Плакат «Урюпинск – это мы!» висит на здании местной милиции. Один из главных лозунгов «козьему городку» подарил волгоградский губернатор Николай Максюта. «Кто не бывал в Урюпинске, тот не знает России», – бросил однажды глава Волгоградской области на очередном совещании в столице хоперского казачества. Нечаянная мысль губернатора обернулась в металл и краску, надолго поселившись на улицах Урюпинска. А, может быть, и навсегда.

Волгоград


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Виктор Орбан побывал в Москве с «мирной миссией»

Виктор Орбан побывал в Москве с «мирной миссией»

Юрий Паниев

В Брюсселе подчеркивают, что венгерский премьер не представляет Евросоюз

0
926
Единый QR: банки показали способность договариваться ради клиента

Единый QR: банки показали способность договариваться ради клиента

Виталий Барсуков

0
761
Депутатам и сенаторам запретили бесконтрольный выезд из России

Депутатам и сенаторам запретили бесконтрольный выезд из России

Иван Родин

Нижняя палата парламента укрепляет государственную безопасность

0
1505
Борьба Центробанка со спросом бьет по экономике предложения

Борьба Центробанка со спросом бьет по экономике предложения

Анастасия Башкатова

Завоевание рынков, внедрение технологий, расшивка логистики – для всего нужны инвестиции

0
1871

Другие новости