Государственную границу суверенной Украины защищают с помощью наглядной агитации.
Фото Reuters
1 октября сего года исполняется 353 года со дня воссоединения Украины с Россией. А на следующий день будет «отмечаться» 14 лет со дня размежевания некогда братских республик, установки границ и таможенных препон. Из более чем двух тысяч километров российско-украинской границы почти треть проходит территории Ростовской области. Это по сравнению с другими российскими регионами самый протяженный участок границы с Украиной. При этом если на юго-западе области границу «разглядеть» еще можно, то севернее следы ее уже не найти: граница между двумя странами пока еще не делимитирована и не демаркирована, так что даже пограничники не могут четко ее указать с точностью хотя бы до десятка метров.
Отгороженные рвом
Близкое и протяженное соседство Ростовской области с Украиной ежедневно создает проблемы, связанные с горячим желанием граждан двух стран обогатиться за счет разницы цен на те или иные товары. Из России в огромных количествах контрабандистами вывозится стандартный ассортимент: бензин, дизельное топливо, спирт, сигареты, сельхозтовары, бытовая техника. Ввозят, как правило, уголь и цветные металлы.
Впрочем, при желании через границу можно переправить любой груз, доставив его по одной из многочисленных проселочных дорог, соединяющих Донской край с соседними Донецкой и Луганской областями. Ни у пограничников, ни у таможенников нет возможности поставить на каждую из них по посту. Тем временем российский бюджет страдает от недополучения огромных таможенных платежей, а проникновение на российский рынок не облегаемых таможенным акцизом, а значит, более дешевых украинских товаров больно бьет по отечественным производителям.
Для противодействия контрабанде украинская сторона не так давно даже начала рыть на границе с Россией сплошной ров длиной около 400 километров. Помимо этого луганские пограничники успели обустроить на границе несколько километров скрытых заграждений, поставить посты наблюдения и, не дождавшись завершения процесса демаркации, пометить госграницу информационными знаками «Внимание! Государственная граница Украины. Проход запрещен».
Российские «зеленые фуражки» к этой инициативе отнеслись скептически. По словам начальника пресс-службы регионального погрануправления по Южному федеральному округу ФСБ РФ Сергея Ливанцова, контрабандисты с помощью тяжелой техники просто закапывают небольшой ров, чтобы могла проехать грузовая машина. Подтверждением тому стал недавний инцидент, произошедший на украинской стороне, где были задержаны два грузовика, на которых местные жители пытались провезти в Россию большую партию импортной обуви и полиэтиленовых пакетов. Контрабандисты были задержаны как раз неподалеку от заградительного рва. При этом сам ров был аккуратно засыпан землей как раз на ширину колесной пары.
Если проехать вдоль границы, бросается в глаза, что российская ее часть хуже оборудована, нежели сопредельная сторона. Дело в том, что изначально российские пункты пропуска строились на базе постов ГАИ, существовавших с советских времен, и рассматривались как временное явление – дескать, поиграют ребята в суверенитет и расслабятся.
Украинские же товарищи с самого начала отнеслись к обустройству границы серьезно. Например, у их таможенников есть система обмена информацией через спутниковый канал связи, о чем российским коллегам остается только мечтать. Кроме того, на украинских постах имеются системы видеонаблюдения, пункты обмена валют и т.д. Наверное, это связано с тем, что Украина претендует на членство в НАТО и ЕС, а одним из условий вступления является наличие хорошо оборудованной границы.
Впрочем, и россияне наверстывают упущенное. Постепенно вдоль границы появляются полноценные пункты пропуска. Если, например, еще три года назад Международный автомобильный пункт пропуска «Новошахтинский» находился почти в 10 км от украинского «Должанский», то сейчас два этих пункта находятся в зоне визуального контроля, и машины уже не могут «потеряться» на многочисленных проселках, как это бывало в недалеком прошлом. Другим примером может служить открытый в конце мая таможенный пункт пропуска «Гуково», ставший шестым современным ТПП, построенным за последние два года на юге России.
Правда, пограничный контроль на «Должанском» корреспондент «НГ» прошел за 10 минут, а на российской стороне стоял в очереди почти полтора часа. Как сказал сосед по очереди, Николай из Новошахтинска, «у украинцев с этим строго, у них по инструкции на человека не более 5 минут отводится, это приказ. Поэтому, когда большой наплыв, они сами ходят по машинам и разносят карточки для заполнения, а потом также их и собирают. А нашим все по барабану».
Самооборона с оружием и без
Любопытно, что еще до появления рва часть дорог, идущих в объезд пунктов пропуска, была перекопана местными фермерами, которым контрабандные бензовозы постоянно губят посевы. Такая вот самооборона без оружия, но с лопатами.
А вот наши пограничники все чаще и чаще свое табельное оружие используют. С начала года они пресекли уже более сотни случаев контрабанды топлива. Только с марта по июль, по словам Сергея Ливанцова, были остановлены две крупные автоколонны, обнаружена стоянка бензовозов и перекрыто восемь нелегальных трубопроводов. И все чаще останавливать нарушителей удается только с помощью оружия. За последние три месяца российским пограничникам приходилось стрелять уже четыре раза. Последний такой инцидент произошел в конце августа при попытке контрабандного вывоза на Украину продуктов питания на общую сумму около 5 тыс. долл. Пограничный наряд сделал предупредительные выстрелы в воздух, но водитель на них никак не реагировал. Более того, правонарушитель развернул машину в направлении России, едва не сбив пограничника. В ответ стражи границы открыли огонь по колесам автомобиля.
Увы, но порой оружие – единственное (хотя и не всегда) преимущество пограничников перед контрабандистами. В августе Донецкий городской суд Ростовской области приговорил к беспрецедентно высоким срокам (от 3 до 10 лет лишения свободы) организаторов контрабандного канала, которые перемещали через российско-украинскую границу товары народного потребления. Осужденные, среди которых были шестеро граждан России и один украинец, имели в распоряжении собственные складские базы, а также не зарегистрированные в ГИБДД автомашины повышенной проходимости, на которых были установлены стационарные радиостанции, позволяющие прослушивать радиопереговоры сотрудников правоохранительных органов. Для конспирации контрабандистами была разработана целая система позывных, а также условных обозначений и кодовых выражений во время телефонных и радиопереговоров. Причем частоты, на которых работали их радиостанции, менялись не реже одного раза в неделю.
Помимо этого контрабандистами были созданы отряды так называемых кукушат, следивших за обстановкой на границе и оповещавших водителей машин с контрабандным грузом о возможности дальнейшего передвижения. Для более облегченного прохода автомашин с контрабандным товаром на лобовых стеклах устанавливали условные обозначения в виде наклейки «глухой за рулем».
Дружба народов в обмен на горилку
Пока украинская сторона роет ров, местные жители гадают, будет ли он проходить по территории приграничных населенных пунктов, например, поселка Чертково, который после распада Союза оказался разрезанным госграницей напополам. Ситуация здесь сложилась прямо как в старом фильме с Фернанделем «Закон есть закон». Только в Чертково граница проходит не по кухне одного дома, а весьма прихотливо разрезает поселок по огородам, парикмахерской, местному мясокомбинату и железнодорожным путям. Пограничная линия проходит по улице, которая как бы в насмешку названа улицей Дружбы народов.
Если следовать букве закона, то каждый раз для того, чтобы пойти в гости к соседу или вскопать свой огород, часть которого расположена на территории соседнего суверенного государства, надо проходить сложную процедуру двойного пересечения границы и таможни. Впрочем, рядовым жителям, которые когда-то воспитывались в одном детском саду, подобные неудобства по большому счету безразличны. Украинцы предпочитают покупать промтовары «за бугром» – на чертковском рынке. Россияне, в свою очередь, отовариваются горилкой и продуктами питания на Украине, где цена на них чуть ли не в два раза ниже. Многие украинцы устраиваются на работу в Чертково, где зарплаты хоть и мизерные, но все же повыше, чем на Украине.
Да и вообще жители не упускают шанса подзаработать на своем особом статусе. Например, одна предприимчивая старушка, огород которой находится на украинской стороне, а дом – на российской, в свое время наладила прибыльный мебельный бизнес – мебель завозилась во двор, затем ночью огородом переправлялась на Украину. Бабуля получала свой процент, а контрабандисты – гешефт, и формально к бабушке нельзя было предъявить претензии. Бизнес свой она прекратила только после того, как с ней по душам поговорил участковый.
Ситуацию, подобную той, что сложилась в Чертково, можно наблюдать и в других районах Ростовской области – Миллеровском, Тарасовском, Куйбышевском, где российская граница зачастую проходит прямо по поселкам, руководство которых вынуждено заниматься международной деятельностью, а местные жители по полной используют свое выгодное географическое положение. По данным пограничников, около 60% населения приграничных районов сегодня так или иначе связаны с нелегальным товарооборотом через границу.
Во всем мире, как известно, существует так называемое понятие особой зоны в пределах нескольких километрах от границы. На Дону же подобные отношения последние десять лет регламентируются Советом приграничных областей Украины и России, который не может серьезно влиять на ситуацию, поскольку его решения носят лишь рекомендательный характер. По словам губернатора Ростовской области Владимира Чуба, власти Дона готовы с украинскими коллегами участвовать в обустройстве жизни населения приграничных городов и поселков на уровне субъектов Федерации, однако регионам не под силу решение всех существующих проблем. Ведь местные власти не вправе устанавливать таможенные пошлины или регулировать перемещение товаров.
Между тем ситуация в приграничной зоне сложилась просто абсурдная. К примеру, многие скважины питьевой воды находятся на территории Украины. Вода из них поступает в населенные пункты обоих государств, но при этом возникает так и нерешенный вопрос: «Надо ли оплачивать таможенные пошлины за воду или нет?» Непростая ситуация и со спорными угольными залежами Донбасса – выработки некоторых шахт находятся на Украине, но горняки спускаются туда с территории России.
* * *
Но, похоже, обе стороны подобное положение вещей устраивает. Представители двух братских народов просто бегают через улицу Дружбы народов – кто с бутылкой горилки, а кто с канистрой бензина.
Ростов-на-Дону