Татары традиционно отмечают Сабантуй на своей малой родине.
Фото Артема Чернова (НГ-фото)
Сабантуй – древний татарский праздник плуга – берет свое начало на деревенской поляне, близ поля, когда на нем появляются первые всходы, а потом плавно перекатывается с одной праздничной поляны, уже районного масштаба, на другую, чтобы к концу июня выплеснуться на богато убранные казанские майданы. Однако татары не ждут, когда праздник придет в их дом, а непременно едут отмечать Сабантуй на свою малую родину: кто в деревню, кто в райцентр, а заканчивают праздновать уже в Казани... А если учесть, что Сабантуй с каждым годом становится все хмельнее, то без преувеличения хозяева и гости Сабантуя не просыхают минимум месяц.
О том, что национальная гордость татар солидно подмочила репутацию горячительными напитками, поговаривали уже давно. Помнится, даже госсоветник по политическим вопросам при президенте РТ Рафаэль Хакимов, правда кулуарно, возмущался, увидев на одном из майданов в качестве приза бутылку водки. Громко возмутиться как-то все повода не было. Но вот в нынешнем году такой повод, к сожалению, появился.
В Арске, что в 65 километрах от Казани, праздновали Сабантуй. Столичных гостей было море. Равно как и спиртного на этом празднике. К вечеру, когда на платформу подали электричку до Казани, пассажиры были, как потом скажет работник пресс-службы транспортной милиции Гульнара Мухамеджанова, «в основном подвыпившие и сильно возбужденные». Как только тронулась электричка, в предпоследнем вагоне началась драка. Подвыпившие пассажиры решили, что в вагон пробрались террористы, а может даже казанский маньяк-душитель, которого татарская милиция безуспешно ищет второй месяц, и бросились к машинисту, требуя остановить поезд. В конце концов кто-то сорвал стоп-кран. Машинист открыл двери электрички и пассажиры бросились врассыпную┘
Подъехавшая милиция, как сообщила газета «Вечерняя Казань», видела, как «трое или четверо мужчин очень быстро скрылись в лесопосадке на глазах милиции». «Милиционеры за ними не погнались», – пишет газета. На то, что милиционеры не погнались за правонарушителями, есть серьезная причина. В 2005 году Сабантуй внесен в список памятников нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. Если бы милиция догнала пьяных дебоширов, пришлось бы возбуждать уголовное дело (электричка простояла 40 минут) и полоскать памятник нематериального культурного наследия как первопричину или хотя бы повод для дебоша на суде┘
Нельзя сказать, что Сабантуй всегда был трезвенником. Доктор исторических наук, профессор Уразманова в коллективной монографии «Татары», описывая праздник плуга, сообщает, что майдану, на котором разворачивалось основное действо праздника и где джигиты демонстрировали ловкость, удаль, силу и умение скакать на коне, предшествовал обычай, называемый «сбором юношами крашеных яиц»: «Для этого юноши группировались по 10–15 человек. Таких групп насчитывалось в деревне пять-шесть и больше, каждая из них собирала яйца в своем конце деревни. Парни подъезжали под окна домов, иногда заезжали во двор. Хозяйка выносила им несколько яиц. Их складывали в лыковую плетеную корзину, сумку или в кузовок, лукошко. Иногда юношей угощали домашним пивом». И здесь же приводит свидетельство очевидца со ссылкой на газету «Казанский телеграф» за 1912 г., № 5727: «На Сабантуе редко можно встретить пьяных или вообще хулиганствующих. Порядок образцовый и ревниво оберегается самими гуляющими. И в этом случае татар можно лишь похвалить, что они разумно пользуются своим отдыхом».
Хмельное, как видим, не возбранялось и раньше, но спиваться Сабантуй стал только в 90-е годы, когда Татарстану очень хотелось погромче заявить о себе, своей самобытности и своем суверенитете. На Сабантуй, с каждым годом становившийся все масштабнее, стали приглашать высокопоставленных российских чиновников, московских журналистов с именем и дивить их праздничным размахом. В городах и районных центрах главы администраций, чтобы угодить прежде всего республиканским властям, которые в обязательном порядке – по разнарядке – ехали на Сабантуй, стали обустраивать майданы, соревнуясь друг с другом. Один радиожурналист рассказывал корреспонденту «НГ», как на его глазах глава администрации промышленного центра Закамья, осматривая майдан накануне праздника и визита высокопоставленных казанских гостей, заметил лужу, не успевшую высохнуть после ночного дождя. Глава пришел в неописуемую ярость от того, что праздничная площадка плохо выровнена, и приказал всем ответственным за майдан подчиненным сесть в лужу...
На каждом майдане появились беговые дорожки для традиционных скачек, а стало быть, и породистые скакуны. «В моем детстве, – вспоминает генеральный директор ОАО «Татэнерго» Ильшат Фардиев, – скачки были самыми долгожданными на Сабантуе. Несутся деревенские лошади по деревенской дороге, пыль столбом, не видно, кто впереди, кто отстает, а вся деревня шла смотреть, чья лошадь придет первой». Хотя и проигравшего ждал подарок, ибо дарительница непременно ставила условие: мой подарок – побежденному.
Но в последнее время не стало удержу и в подарках. Если древний татарский обычай велит собирать подарки победителям деревенского Сабантуя по домам, а это были в основном расшитые молодухами полотенца, которые в то время нередко шли по одной цене с бараном, то нынче уж и баран не подарок батыру. Как минимум отечественный автомобиль, а то и круче – «Шевроле-Блейзер». Недалек день, когда главы администраций, называемые нынче главами местного самоуправления, начнут закупать батыров в Африке, как закупают спортсменов.
Со всем этим нужно, видимо, смириться, ибо жизнь не стоит на месте и в Сабантуй вносит свои коррективы. Где нынче наберешь столько полотенец, чтобы одарить всех победителей? Нужно открывать целое производство. И табун породистых лошадей нефтяной республике по карману. И дорогие подарки. Это не мешает тому основному, чему много веков служит этот праздник – «массовое гулянье, где человек чувствует себя комфортно, потому что находится как бы внутри большой семьи», – как очень верно заметил председатель Федеральной национально-культурной автономии татар Римзиль Валеев.
Отталкивающее впечатление производит самодеятельность иного рода: на каждом майдане теперь есть так называемый гостевой павильон, а теперь уж и не один, для почетных гостей Сабантуя, где столы ломятся от разных сортов коньяка, водки, вин, пива. И почетные гости поспешно ныряют в спасительную прохладу гостевого павильона. А народ все видит. И он, народ, сначала стал приносить выпивку с собой, а теперь ее уж открыто продают.
На самом деле нынешние гостевые павильоны на Сабантуе скорее напоминают гостевые домики для высоких гостей эпохи коммунистического режима. Это «наследие» одемократившаяся советская партхозноменклатура, а именно она нынче рулит республикой, бережно сохранила и оставила за собой как одну из привилегий. И привнесла в Сабантуй – как неотъемлемую часть своего быта.
А порядок проведения Сабантуя жестко определен сверху. Власть определила место каждому на празднике плуга. На гостевой трибуне Сабантуя, в котором принимает участие президент Шаймиев, вся президентская рать и московские гости, лишь чиновникам посолиднее отведены сидячие места. Причем не каждому чиновнику, которому по ранжиру позволено занять место на гостевой трибуне, позволено посадить рядом с собой жену. Жена становится просто народом, а народу отведены стоячие места за барьером. Начальники районного звена копируют республиканскую власть до мелочей. Вот и получается, что древний татарский праздник из памятника нематериального культурного наследия планеты превращается в нечто совершенно другое.
Казань