Пострадавшие от предыдущего паводка люди уже не надеются на местные власти.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)
Весеннее половодье обещает стать первым серьезным испытанием на прочность для российского местного самоуправления (МСУ). Реформа МСУ, проведенная в соответствии с федеральным законом, незаметно, но радикально изменила административный и политический ландшафт в провинции.
Одно из главных изменений – ротация кадров в районных, городских и поселковых муниципальных администрациях. В 2005 году в результате выборов в органы самоуправления со своих постов ушли сотни местных начальников, занимавшие насиженные места по пять, а то и десять лет. Нельзя сказать, что это были все без исключения гении административного дела и их потеря является для России невосполнимой. Однако за годы работы эти люди освоили не только азы и премудрости бюджетного процесса, но и пережили не одно стихийное бедствие, имели опыт реагирования на разные ЧП.
Пришедшие им на смену в прошлом году главы органов местного самоуправления (во всяком случае, их значительная часть) не имеют не только представления о принципах формирования бюджетов муниципалитетов, но и совершенно беспомощны перед лицом стихийных бедствий. Например, в Волгоградской области в октябре 2005 года корпус глав муниципальных районов обновился на две трети. Хотя в ряде районов к власти пришли действительно профессиональные руководители, уже занимавшие серьезные административные посты, однако в целом новый корпус муниципальных начальников остается «необстрелянным». Поэтому, как он поведет себя во время паводка (который в Волгоградской области обещает быть интенсивным), остается лишь гадать.
Кадровая проблема усугубляется неурегулированностью отношений между органами МСУ разного уровня (например, между районными и поселковыми, городскими муниципальными администрациями) и проблемами с бюджетным процессом. Новые местные власти, победившие на выборах в самом конце 2005 года, реально сумели приступить к исполнению своих обязанностей лишь после новогодних праздников. Временная «вилка» в два с лишним месяца оказалась «ничейной»: старая администрация, проигравшая выборы, впопыхах верстала бюджет на 2006 год, до которого ей не было никакого дела, а новые депутаты районных дум, не имеющие никакого опыта в бюджетном процессе, голосовали за тот документ, который им выставила уходящая власть. В результате в целом ряде муниципальных районов начались задержки выплат зарплат бюджетникам, чего не было уже несколько лет.
В ситуации политического и финансового цейтнота местным чиновникам было не до противопаводковых мероприятий. На эти мероприятия даже психологически было трудно решиться: закапывать деньги в буквальном смысле в землю (в дамбу, в расчистку русла реки, в канал и т.д.) в то время, когда пишут жалобы в прокуратуру учителя и врачи, – для этого надо не только понимать угрозу весеннего наводнения, но и иметь личное мужество.
К сожалению, в этой ситуации далеко не везде региональные власти поспешили прийти на помощь «зашивающимся» муниципалам. И дело отнюдь не только в подготовке к паводку. Притирка к реалиям жизни норм закона о МСУ проходит нелегко. Даже людям, имеющим административный опыт, сложно научиться действовать в его рамках. Чего уж говорить о тех руководителях, которые никогда до этого административной работой не занимались. «Я спать ложусь с этим законом и просыпаюсь с ним», – бросил в разговоре один из глав районов Волгоградской области. Однако, по его словам, областные власти за 2,5 месяца действия закона ни разу не собрали глав районов, не предложили им хотя бы консультативную помощь.
В случае катастрофического сценария паводка под угрозой может оказаться и реализация сельскохозяйственного национального проекта. Неконтролируемое наводнение способно уничтожить жилищный фонд, сельскохозяйственные постройки, домашний скот и птицу. На ликвидацию последствий понадобятся значительные средства, которых в муниципальных бюджетах сегодня нет.