Счастье цыганской женщины – дом и дети.
Недавно в Ростове-на-Дону разразился музыкальный скандал. Представители цыганской диаспоры пригрозили местному музыкальному театру судебным разбирательством, если не будет снята с репертуара опера «Цыган», которая, по мнению ромэл, «разжигает национальную рознь и выставляет цыган в дурном свете».
Сценарий спектакля, поставленного по мотивам известного романа донского писателя Анатолия Калинина, был переписан на современный лад. В результате цыгане из табора «переквалифицировались» из конокрадов в наркоторговцев. Нынешний Будулай стал участником военных действий на Кавказе, а Тамила – наркоторговкой, привлекающей к распространению зелья детей. Более того, на сцене был показан конфликт между цыганами и казаками, которые гневно отреагировали на то, что наркотики продавались в школах. Кстати, подобная история, закончившаяся массовой дракой и перестрелкой между казаками и цыганами, действительно имела место в Новочеркасске несколько лет назад.
Анатолий Калинин, лично приложивший руку к изменению сюжета, считает, что претензии к опере необоснованны: «Да, сюжетная линия претерпела серьезные изменения, – говорит писатель. – Однако и наша жизнь с 70-х годов сильно изменилась, и было бы смешно, если бы Тамила сегодня торговала консервными крышками...»
«Героиновый» дворец
По официальным данным, сегодня на Дону проживают около 15 тысяч цыган (по неофициальным – до 50 тысяч), многие из которых действительно вовлечены в наркобизнес. Как говорят сотрудники ростовского наркоконтроля, «цыгане не занимаются мелочевкой, обычно их берут на крупных партиях героина и опия». При этом так называемую цыганскую наркопреступность отличает отлаженная кланово-родовая система, представляющая собой идеальную, защищенную от агентурной работы и оперативных мероприятий структуру сбыта. Свои дома цыгане зачастую превращают в настоящие крепости, используя для охраны бойцовских собак. Для продажи наркотиков задействуются несовершеннолетние дети. Привлечь к ответственности взрослых бывает зачастую очень сложно. Несмотря на это, в последнее время ростовским наркополицейским удалось арестовать сразу нескольких крупных дельцов, занимавшихся сбытом тяжелых наркотиков.
Фото Владимира Павленко (НГ-фото)
По данным ростовского наркоконтроля, ранее Колмыкова уже привлекали к уголовной ответственности. В 2001 году он был осужден за незаконный оборот наркотиков и хранение огнестрельного оружия. Но отбывать наказание его отправили не на зону, а в колонию-поселение, где он провел всего девять месяцев, после чего был условно-досрочно освобожден за «хорошее поведение». На сей раз в отношении наркодельца было возбуждено уголовное дело по ст. 228 ч. 2 УК РФ («Незаконное хранение наркотических средств в особо крупных размерах»), предусматривающее наказание в виде лишения свободы на срок до 10 лет. Правда, Первомайский суд Ростова-на-Дону приговорил Колмыкова только к трем с половиной годам лишения свободы в колонии строгого режима.
Свое объяснение тому факту, что многие цыгане сегодня вовлечены в наркобизнес, дал президент Ростовской региональной общественной организации ромэн «Амала» Павел Лиманский. По его словам, до перестройки основным промыслом цыган была так называемая спекуляция. Когда же бизнес «купи-продай» стал легальным, цыган вытеснили из их экономической ниши.
«Но тут же возникает вопрос – сами ли они додумались до торговли наркотиками или им подсказали? – говорит Павел Лиманский. – Ведь раньше цыгане этим не занимались, хотя наркоманы были и в советские времена. И я лично не раз сталкивался с ситуациями, подтверждающими, что в этой игре цыгане лишь марионетки и очень удобное прикрытие. Ко мне обращались цыгане с информацией о том, что сотрудники милиции вымогали у них крупные суммы денег. В противном случае обещали подбросить наркотики. Многие мои соплеменники продают все свое имущество и, откупившись, остаются голыми и босыми – снова идут кочевать. Тех же моих соплеменников, которые действительно по-крупному завязаны в этом бизнесе, так называемых наркобаронов, никогда не сажают. Вообще у любого думающего человека должен возникнуть вопрос: «Как малограмотные цыгане смогли создать опутавшую всю страну сеть наркоторговли, которая успешно противостоит МВД и ФСБ?»
Ликбез для ромалэ
«Сотни лет ромэн истребляли, убивали, угоняли из своих стран почти во всех государствах «демократической» Европы, – говорит президент ростовского общества «Рома и мир» Владимир Иващенко. – И все же мы выжили благодаря тому, что рома – это большая семья, которая всегда держалась вместе».
Сегодня, по словам Иващенко, ромалэ находятся в условиях тяжелого морально-психологического климата. Да и материальное положение в цыганских семьях довольно тяжелое – более 70% малообеспеченных и многодетных семей живут в нужде. Недавнее обследование условий жизни ромэн в Шахтах, Гуково и Новошахтинске показало, что очень многим семьям нужно срочно оказывать материальную помощь. Как правило, цыгане зарабатывают на жизнь «собирательством»: перебиваются тем, что собирают металлолом и уголь на старых шахтах или занимаются продажей собранных фруктов.
Беда и в том, что большая часть цыган безграмотна. По приблизительным подсчетам, начальное образование (едва умеют писать и читать) получили менее 60% донских ромэл. Среднее образование имеют не более 10% цыган, а среднеспециальное и высшее имеют и вовсе не более 3% цыган. Да и как иначе, когда девочки 12–13 лет становятся невестами, а мальчики рано начинают зарабатывать, приобщаясь к семейному бизнесу. Тут уже не до учебы.
Владимир Иващенко считает, что необходимо создавать пункты ликвидации безграмотности ромэн, вести активную агитацию молодежи, призывая к получению образования, издавать исторические, этнографические труды о цыганах. Ибо то, что о них написано, – в большинстве своем представляет «взгляд посторонний и поверхностный». В последние годы, к примеру, на базе ростовской средней школы № 15 проводится эксперимент по обучению цыганских детей (они составляли примерно 7% от общего количества учащихся). Здесь также разработаны и опробованы методические рекомендации по обучению и воспитанию детей-цыган.
В советские годы цыгане трудились в самых разных отраслях народного хозяйства. Кстати, еще с 30-х годов в Ростове-на-Дону начали предприниматься попытки для закрепления цыган и других национальностей, «угнетаемых политикой самодержавия», на постоянных рабочих местах. Так, например, в резолюции IV общегородского совещания по работе среди нацменьшинств было сказано о том, что необходимо обязать дирекцию завода «Ростсельмаш» и Крайметалло-промсоюз привлекать на работу цыганское население. Любопытно, что в 1933 году в Ростове даже был организован пионеротряд из 28 цыганских ребят. Из цыган создавали специально организованные артели, которые занимались в том числе и обработкой металла.
«К сожалению, у большинства людей цыгане ассоциируются с попрошайками, бродягами, гадалками и т.п., – говорит Владимир Иващенко. – И далеко не все знают, что среди выдающихся личностей науки и искусства есть немало представителей цыганской диаспоры. Конечно, хотелось бы видеть свою нацию процветающей, образованной, со своим будущим. Но зачастую мы живем каждый сам по себе и пассивны в общественной жизни. Ромалэ как бы в стороне от событий, как в одной народной частушке: «┘гоп, гоп, чайнички, русские в бороне, а цыгане в стороне».
Цыгане хутора Крутой
Первые цыгане появились на Дону еще в XVI веке. Более прочно они начали оседать в XVIII веке, но окончательно перешли к оседлости лишь в начале 30-х годов прошлого века. Местные цыгане делятся на восемь этнических групп: сэрвы, влахи, кэлдэрари, крымы, рычхари, молдавские, русские и синти. Сегодня ромалэ компактно проживают в Новошахтинске, Гуково, Шахтах, Белой Калитве, Азовском, Морозовском, Тацинском, Матвеево-Курганском и Неклиновском районе.
Михаил Саткеев – импозантный седоволосый мужчина, которого за его справедливый нрав в хуторе называют бароном. В его доме, который достался по наследству от матери, довольно скромная обстановка – ни ковров, ни хрусталя, но очень чисто. В зале большой портрет красивой женщины – матери Михаила Екатерины Саткеевой. Всю жизнь она работала дояркой. И даже была награждена орденом.
«Мебель мы купили еще в 60-х годах, – говорит хозяин. – На новую так и не скопили. А ведь я пошел работать в колхоз с 12 лет. Но, сами понимаете, заработки были небольшие, да и детей надо было ставить на ноги. Сейчас держим хозяйство – корову, свиней, птицу. В общем, как можем, выживаем. Главное, по-моему, чтобы нас, цыган, за людей считали».
По словам Михаила Федоровича, в советские времена, особенно при Брежневе, цыгане могли не только работать и учиться, но через исполкомы, райкомы хоть как-то отстаивать свои права. Сегодня же каждый предоставлен сам себе. И именно этот факт на руку некоторым чиновникам. Пользуясь правовой безграмотностью цыган, люди в погонах, порой среди глубокой ночи, врываются в их дома с несанкционированными обысками. При этом вся семья по несколько часов зачастую вынуждена проводить на холоде, пока стражи порядка переворачивают в доме все вверх дном.
«Разве можно видеть в каждом человеке преступника только по тому, что он цыган», – сокрушается Михаил Федорович.
Другой жительнице хутора Крутой – Марии Ивановне Петренко – за семьдесят. Живет она в однокомнатной хатке. Пенсию в колхозе, как и большинство ее соплеменников, заработала мизерную. Все лето, отказывая себе в самом элементарном – сахаре и масле, копила деньги на дрова и уголь. Да и за воду (бочка стоит 120 руб.) тоже приходится платить. «Наверное, раньше в таборе жилось куда веселее? – поинтересовалась корреспондент «НГ» у Марии Ивановны. – Кибитки, костер, гитара, песни┘»
«Да, но было не только это, – рассказывает моя собеседница. – Помню, была февральская стужа, наш табор стоял на окраине какого-то села. Я только что родила дочь, а уже на второй день муж поднял меня вожжами с постели и послал в село за едой. Привязала я к себе платком грудного ребенка и пошла, шатаясь от боли. Ведь у нас было так заведено: кочующий табор содержали женщины. Мужья тем временем неделями могли ничего не делать: отогревались у костра или лежали в тени, если лето. И та семья была богатой, где женщины проявляли чудеса изворотливости: хорошо гадали, умело попрошайничали, да и подворовывали, чего греха таить. Раньше замуж выходили очень рано и не разводились, как бы над тобой муж ни измывался. Девушке, потерявшей невинность до замужества, обрезали волосы и публичн ее избивали. Сейчас женщинам живется намного легче. Не приходится кочевать в кибитках, да и с мужем можно говорить почти на равных и даже накричать на него, если что не так. Правда, жаль, что цветные юбки и шали цыганки носят все реже, да и язык родной стали забывать».
Указ об оседлости цыган, рассказывает Мария Ивановна, многие восприняли с болью. У цыган отнимали коней, без которых они не мыслили своей жизни. Были даже случаи, когда, отчаявшись, люди вешались на вожжах. Сейчас в хуторе Крутом можно по пальцам пересчитать дворы, где еще держат лошадей. О том, что нравы цыганские претерпели за последние годы сильные изменения, говорят и многие другие хуторяне. «Мы раньше со старшими даже в кино не ходили, – вспоминает 50-летняя Тамара Николаенко. – А вдруг там начнут целоваться, стыдно будет. Было заведено так: сегодня во Дворец культуры идут старики, завтра – молодежь. Сейчас же, посмотрите, замужние женщины могут ходить без платка, да и сноха в дверь норовит пройти вперед. Женятся-разводятся, и не только со своими. В последние годы больше стало смешанных браков: цыган с русскими, украинцами и другими. Старики относятся к этому не всегда одобрительно, но что с этого – для молодых нет указа┘»
Иван Маркин, еще один житель Крутого, среди цыган считается одним из самых образованных. Он в свое время окончил техникум, работал заготовителем. Сейчас имеет свою маленькую мастерскую по ремонту автомобилей. По его словам, раньше, когда родители кочевали шумною толпою, было легче. «Теперь все намного сложнее, – говорит Маркин. – И главная из проблем – безработица. Куда пойти молодым? Того и смотри, чтобы не сбились с пути, ведь соблазнов ныне много».
Сегодня в хуторе Крутой без работы остались многие мужчины. А ведь еще вчера они трудились в колхозе – кузнецами, конюхами, пастухами, комбайнерами. Ныне они оказались не удел. И домашние заботы, увы, подчас не спасают их от пьянства.
* * *
Цыгане любят сказки. Во многих из них главный герой – неунывающий красавец-цыган, который даже из самых безнадежных положений всегда находит выход. Быстрый конь всегда унесет цыгана от любой погони. Впрочем, в цыганских песнях чаще поется о нелегкой цыганской судьбе, о том, что «сами мы, ромалэ, как вольные птицы, да только счастья своего нам не отыскать...». И что ждет жителей хутора Крутой в недалеком будущем, вряд ли знает даже всеведущая цыганская гадалка.
Ростов-на-Дону