В большинстве случаев похищение невесты заканчивается благословением родителей и свадьбой.
Фото Андрея Никольского (НГ-фото)
Казалось бы, чего проще, если парень с девушкой любят друг друга: подали заявление в загс, пару месяцев проверили свои чувства и, наконец, сыграли свадьбу. Однако многих темпераментных кавказцев такой расклад не устраивает. По древнему обычаю они продолжают воровать своих невест. Но одно дело северокавказские республики, где большинство людей до сих пор воспринимают похищение как добрую традицию, и совсем другое, когда подобный обряд исполняется на Дону, где уже позабыли те далекие времена, когда казаки привозили из боевых походов плененных жен-турчанок.
Каким бы диким для местных жителей ни казался этот обряд, в последнее время похищения невест в Ростовской области происходят с пугающей регулярностью. Только в Заветинском районе – самой восточной территории Ростовской области, где традиционно велик процент мигрантов, за последнее время зафиксировано три подобных случая.
Одна из таких историй началась в июле прошлого года. Отец похищенной девушки, даргинки по национальности, подал заявление в прокуратуру, в котором указал, что неизвестные похитили дочь вместе с его снохой. Однако, по словам следователя районной прокуратуры Андрея Рыбалко, уже через два дня похитители предоставили родственникам девушек возможность забрать их из «плена». Что касается якобы похищенной снохи, то, как выяснилось, она сама села в машину, поскольку присутствие второй женщины обязательно по обряду.
Позже в прокуратуре «похищенная» наотрез отказывалась отвечать на вопросы следователя в присутствии родственников. Родители объяснили молчание дочери ее шоковым состоянием и плохим знанием русского. Однако когда девушка осталась наедине со следователем, она пояснила, что запугана близкими, которые хотят во чтобы то ни стало привлечь к уголовной ответственности неугодного им жениха, и если она укажет в объяснении, что не имеет к давно любящему ее человеку претензий, то навлечет на себя гнев родителей. Этих показаний было вполне достаточно, чтобы отказать в возбуждении уголовного дела.
Стоит отметить, что в советское время в УК существовала отдельная глава «Преступления, составляющие пережитки местных обычаев», которая, в частности, предусматривала наказание в виде лишения свободы сроком до двух лет «за похищение женщины для вступления в брак». В действующем же Уголовном кодексе РФ такой статьи нет, а в статье 126, предусматривающей ответственность за похищение человека, сказано, что лицо, добровольно отпустившее похищенную, освобождается от уголовной ответственности при условии отсутствия в его действиях иного состава преступления.
Впрочем, горячий даргинский парень не собирался сдаваться и уже через три месяца отец девушки вновь обратился с заявлением о похищении своей дочери, правда, на сей раз уже в местный ОВД. И вновь правоохранительные органы вынуждены были немедленно начать проведение целого комплекса оперативно-розыскных мероприятий, причем с привлечением значительных сил и средств, так как речь шла о совершении особо тяжкого преступления. По словам следователя Рыбалко, повышенное внимание к подобным сообщениям обусловлено еще и близостью северокавказских республик, где похищение людей уже давно поставлено на поток и служит постоянным источником доходов многих преступных группировок. Правда, и на сей раз, как выяснилось, все труды оперативников пошли насмарку – их и без того нелегкие будни вновь осложнил романтичный древний обычай. Как и в первом случае, следствие установило, что «похищенная» добровольно уехала с тем же молодым человеком.
Между тем мусульманские законы не оставляют выхода для девушки, которой после ночи, проведенной под одной крышей с посторонним мужчиной, ничего не остается, как пойти с похитителем под венец. По законам шариата незамужние мусульманки считаются в этом случае опозоренными, даже если никто к ним не прикасался.
Между тем, как рассказал «НГ» председатель Центрального духовного управления мусульман Ростовской области и Юга России муфтий Джафар Бикмаев, ислам предъявляет несколько требований для людей, вступающих в брак. Во-первых, они независимо от национальности должны быть верующими. Еще одно обязательное условие – наличие свидетелей с обеих сторон и так называемого мегера или калыма, то есть предписанного шариатом обязательного денежного «взноса» за невесту. К тому же имам должен получить положительный ответ от молодых людей, по собственному ли желанию они собираются вступить в семейный союз. Если хотя бы одно из этих требований не выполняется, то бракосочетание не будет считаться «законным» перед всевышним. За всю 25-летнюю практику Джафара Бикмаева на донской земле он не встречался со случаями, когда похищенная невеста вступала затем в брак против своей воли. Как правило, умыкание невесты надо воспринимать как романтическое бегство с возлюбленным или старинный кавказский обряд, который проводится по заранее обговоренному сторонами сценарию.
В Ингушетии, к примеру, чуть ли не каждая вторая свадьба сегодня начинается с похищения невесты. Правда, как говорят представители республиканского МВД, похищения девушек в большинстве случаев, заканчиваются благословением родственников с обеих сторон и последующей свадьбой. Но нередко традиции и обычаи, переплетенные здесь в причудливой форме, противоречат друг другу и уж тем более исламским канонам. Дорога девушки в школу может легко закончиться загсом или резней. К примеру, в селе Сурхахи выяснение отношений между родственниками молодой девушки и похитившего ее жениха привело к перестрелке, в результате которой один человек погиб и еще один ранен.
Проблема кражи невест приобрела в Ингушетии такие размахи, что местные власти даже выступили с инициативой о внесении в УК статьи, предусматривающей за это срок до трех лет.
Местное духовенство также осудило участившиеся случаи исполнения древнего ритуала и поручило имамам читать проповеди на эту тему. Однако все это не останавливает ингушских парней, так как украденная невеста обходится гораздо дешевле.
Ростов-на-Дону