В Волгоградской области существует более 20 различных благотворительных организаций. Около трети из них связано с РПЦ – это благотворительные фонды при каких-либо приходах или в поддержку храмов. Однако говорить о благотворительности как о широко распространенном социальном движении не приходится.
О том, что в Волгограде нет культуры и практики благотворительности, первым публично сказал в 2012 году тогдашний губернатор Сергей Боженов. Бывший мэр Астрахани, став главой Волгоградской области, с удивлением признал, что в регионе богатые люди есть, а благотворительности нет. Боженов пытался убедить толстосумов помогать детским приютам и домам престарелых, но добиться заметных результатов не смог. «У нас понимают, когда надо кому-то «откатить» или кого-то купить, но зачем нужно постоянно давать деньги «каким-то лузерам или убогим» – это в голове не укладывается», – заметил в частной беседе один из небедных местных политиков.
«Волгоградские состоятельные люди действительно весьма прижимисты и крайне неохотно делятся деньгами с теми, кто нуждается в помощи, – говорит политический эксперт Алексей Крымин. – Видимо, это особенность местного менталитета: воровать здесь умеют, а вот помогать ближним, увы, мало, кто хочет».
Большинство частных благотворительных проектов, которые связаны с именами известных бизнесменов и политиков, как правило, имеют жесткую предвыборную привязку. Исключение, пожалуй, составляет лишь благотворительный фонд олимпийской чемпионки Елены Исинбаевой, начавший работу в 2014 году. Этот фонд поддерживает детские спортивные мероприятия, оказывает помощь при строительстве спортивных площадок во дворах. Впрочем, и здесь без политики, возможно, не обойдется: по слухам, Исинбаева войдет в первую тройку регионального списка «Единой России» на выборах в Госдуму.
Есть и те, кто не делает пиара на благотворительности. Уехавший год назад в Москву бывший первый вице-премьер областного правительства Роланд Херианов был одним из немногих политиков, для которого благотворительность являлась образом жизни. При его участии, например, были реконструированы несколько православных храмов, создан приют для мам с детьми, оказавшихся без жилья.
Поддержкой местных художников и организацией бесплатных выставок занимается фонд культурных инициатив «Семь ветров» камышанина Николая Малыгина. Ежегодно при поддержке фонда Малыгина на пленэр в Камышин выезжают несколько волгоградских художников.
По словам собеседников «НГ», несмотря на особенности волгоградской буржуазии и чиновничества, в регионе существует пространство тайной благотворительности. «Есть несколько крупных бизнесменов, которым удалось победить смертельный недуг при духовной и молитвенной поддержке некоторых удивительных людей. Их можно было бы назвать экстрасенсами, но сами они такого наименования не приемлют, так как тесно связаны с православной церковью, – рассказал собеседник «НГ». – Они помогли очень известным людям фактически выкарабкаться с того света, и сейчас спасенные не только стали искренне верующими людьми. Они активно и при этом тайно занимаются благотворительностью, участвуя в социальных проектах православной церкви».
Волгоград