В 2014 году тема импортозамещения на берегах Енисея была в списке самых «хитовых». Представители власти на патриотической волне охотно говорили о том, как местные товаропроизводители будут заполнять рынок отечественными товарами. В нынешнем году об этой проблеме красноярские чиновники и депутаты вспоминают гораздо реже. Энтузиазм по поводу возможностей отечественной экономики быстро заменить импортную продукцию заметно поубавился, хотя руководство региона оптимизма не теряет.
В июле губернатор Виктор Толоконский рассказал журналистам, как санкции сказались на ряде предприятий региона. В частности, по словам главы края, на ведущем российском предприятии по производству спутников «Информационные спутниковые системы имени академика Решетнёва» в последнее время шло масштабное освоение отечественных технологий, которые должны заменить зарубежные аналоги, частично использовавшиеся в Железногорске.
Западные санкции также заставили отечественные нефтяные компании обратить внимание на мощности «Красмаша», где выделена специальная площадка для производства оборудования. Уверен губернатор и в том, что региону удастся нарастить производство мяса и другой сельхозпродукции. Правда, Толоконский не скрывает, что «санкции – это не только шанс, но и проблемы. Подготовка зачастую занимает месяцы и годы, потому что надо и деньги найти, и производственное оборудование закупить. Все это непросто. Но импульс к росту экономики дан совершенно точно».
Представители оппозиции настроены не столь оптимистично. «Реальное импортозамещение невозможно без строительства новых фабрик и заводов. Какое может быть замещение, если в крае за прошедшие десятилетия разрушили химическую и легкую промышленность, почти уничтожили гражданское машиностроение? Пока мы видим телодвижения власти в разных отраслях без какого-то ясного плана, – говорит президент Союза товаропроизводителей и предпринимателей Красноярского края, депутат Заксобрания коммунист Валерий Сергиенко. – Пожалуй, единственная отрасль, которая и на существующих мощностях может нарастить объемы производства, это сельское хозяйство. Во всяком случае, полки красноярских магазинов не опустели. Но опять же цена на продукцию сельчан напрямую зависит от общей ситуации в экономике. А падающий рубль и дорогостоящие кредиты не дают базы для развития импортозамещения в сельском хозяйстве».
Наблюдатели считают, что отечественные управленцы вернулись с неба на землю. «За год из России ушли шапкозакидательские настроения, что можно без особых усилий заменить импорт отечественными товарами. В элитах произошло отрезвление и осознание того, что это масштабная задача на годы. Она потребует и подготовки новых кадров, и другого отношения к инновациям, – отмечает политолог Юрий Москвич. – Осознание того, что невозможно за короткое время решить проблемы в экономике, которые накапливались десятилетиями, главный позитивный итог процессов, связанных с импортозамещением».
Негативную реакцию многих красноярцев вызвало показательное уничтожение конфискованных у предпринимателей 207 кг сыров производства Польши, Германии и Нидерландов, а также 20 кг семги и форели из Норвегии. При этом большинство граждан не слишком переживает из-за исчезновения в супермаркетах запрещенных товаров. Тем более что ассортимент, например, продтоваров убавился не слишком заметно и, например, вместо итальянской моцареллы в местных магазинах можно встретить ее аргентинский аналог. Гораздо больше сибиряков волнует рост цен на товары первой необходимости, который не прекращается с лета прошлого года.