Волгоградское научное пространство, по словам представителей местной академической науки, достаточно отчетливо делится на три сферы – научные исследования, имеющие всероссийское и международное признание, ученых-одиночек, не создавших по тем или иным причинам научных школ, и на имитаторов научной деятельности. К числу последних относятся также персонажи с учеными степенями, занимающиеся активным освоением различных якобы научных грантов и мало задумывающиеся о реальном вкладе в отечественную и мировую науку.
Что касается реальной науки, то в регионе сегодня успешно реализуется от трех до пяти научных программ, имеющих всероссийское значение. Так, в Волгоградском государственном техническом университете (ВГТУ) ведутся передовые оборонные разработки в сфере ракетно-артиллерийских систем и масштабные химические исследования. В Волгоградском государственном социально-педагогическом университете (ВГПУ) успешно работает школа социолингвистики и психолингвистики. Ее представители Александр Карасик и Елена Шейгал разработали новые подходы в изучении языков. Волгоградский госуниверситет (ВолГУ) стал всероссийской кузницей кадров ученых-астрофизиков. В Волгоградской академии МВД сохраняет с советских времен лидирующие позиции научно-практическая школа криминалистики.
В регионе есть немало оригинальных ученых-одиночек. По разным причинам они не смогли или не захотели развернуть свои научные школы, однако их вклад в науку признан на всероссийском и даже международном уровне. Среди таких энтузиастов науки – крупнейший в стране специалист по истории философии и философии культуры Александр Пигалев, философ и специалист в области социологии медицины и биоэтики Наталья Седова, социолог Надежда Дулина, политолог, работающий на стыке философии и политологии Александр Стризое, известный в России историк-германист Татьяна Евдокимова, ученый-аграрий, известный в стране лесовод Александр Манаенков.
Представители лженауки и различных псевдонаучных организаций не прижились на волгоградской земле. Пожалуй, единственным исключением является любимец волгоградских журналистов и «академик» сразу нескольких «академий» Александр Белимов, снискавший всероссийскую известность как исследователь НЛО и аномальных явлений.
Гораздо большей проблемой для волгоградской науки, чем охотники за летающими тарелками и привидениями, являются научные имитаторы и местная бюрократия. Особенно много имитаторов среди местных медиков, экономистов и юристов. По словам знакомых с проблемой экспертов, эти имитаторы озабочены лишь тем, как «распилить» различные гранты, пользы для науки и региона от них нет никакой. Однако, как правило, именно имитаторы лучше других находят общий язык с представителями бюрократии, местными чиновниками. Вполне возможно, что причина такой успешной коммуникации кроется как раз в общем финансовом интересе.
По мнению компетентных экспертов, сегодня в регионе отсутствует не только научная, но и вузовская общественность. В Волгограде так и не появилось Дома ученых. Существующий совет ректоров превратился на деле в совет собственников вузов, которые озабочены исключительно коммерческими вопросами. Ректоры вузов совершенно не общаются со своими коллективами, с преподавателями. Государственные чиновники также не демонстрируют интереса к научной политике, если, конечно, речь не идет о написании диссертаций для высокопоставленных бюрократов. В такой среде всерьез говорить о развитии настоящей науки не приходится.
Волгоград