Первый омский губернатор Леонид Полежаев (слева) придерживался куда более жесткого стиля, чем его преемник Виктор Назаров (справа). Фото с сайта www.omskzdes.ru |
При первом губернаторе Омской области Леониде Полежаеве была выстроена жесткая система, не позволявшая проявляться инакомыслию. Полежаев был более 20 лет полноправным хозяином на вверенной ему территории. Появление альтернативной точки зрения не допускалось, а политическое поле регулярно зачищалось. Главным оппонентом губернатора считался Омский обком КПРФ в лице первого секретаря Александра Кравца.
В правительстве области чиновники до сих пор со страхом пересказывают друг другу историю, как Леонид Полежаев, не задумываясь, уволил одного из своих высокопоставленных чиновников только за то, что тот чокнулся бокалом в самолете с Александром Кравцом. Выстроенная первым главой региона система очень напоминала азиатский стиль управления. Да и сам Леонид Константинович, которого за глаза называли Полежбаем, не скрывал, что как руководитель сформировался в период партийной работы в Казахстане.
Его преемник Виктор Назаров воспитывался в «Газпроме» и стучать кулаком по столу не желает. В своей работе он руководствуется принципами новомодных бизнес-тренеров и прислушивается ко всем точкам зрения. «У Назарова более демократичный стиль управления, – говорит политолог Михаил Андреев. – Вопрос в том, нужен ли сейчас такой стиль. Возможно, стоит собрать все в сильную руку, чтобы преодолеть кризисные явления».
С местными отделениями парламентских партий у Назарова сложились прекрасные взаимоотношения. Публично они критикуют его в щадящем режиме и часто сами же оправдывают все тяжелым наследством. Кстати, нынешней весной в прессу просочились документы, указывающие на то, что куратор внутренней политики региона, руководитель аппарата губернатор Владимир Компанейщиков наладил с партиями тесный финансовый контакт. По некоторым данным, областное правительство заключало договоры на транспортное обеспечение депутатов Госдумы от ЛДПР и КПРФ с подконтрольными им фирмами и людьми. Журналисты считают, что таким образом «шла финансовая подпитка подковерных политических процессов». Например, согласно опубликованным сведениям, коммунистам Александру Кравцу и Олегу Денисенко автомобили Audi A8 и Nissan Pathfinder за 5,2 млн руб. предоставляло некое ООО «Искра», которое возглавлял депутат Законодательного собрания от КПРФ Максим Михайленко.
С малыми партиями губернатор общается через совет непарламентских партий, который активно заработал в 2015 году. Партийцам даже выделили помещение в региональном центре по связям с общественностью (РЦСО), которое те украсили стягами своих партий и портретом президента. «Сейчас у нас налажен диалог и с облправительством, и с городской администрацией, – рассказывает секретарь совета непарламентских партий Евгений Долганев. – Зачастую многие из партий вынуждены регистрировать свои региональные отделения по домашним адресам. Теперь же появилась возможность вести прием граждан в РЦСО».
Политический эксперт Иван Рубин считает, что правительство Омской области слышит только то, что хочет: «Губернатору удалось выстроить систему, в которой имеется лояльная ячейка Народного фронта и такие же региональные отделения партий. Власть готова вести диалог со всеми, кто согласен. Несистемная оппозиция по-прежнему находится в подполье и не желает включаться в этот процесс. Им удобнее кричать на митингах, где собираются по десять человек. Вообще же это все больше похоже на театр. Оппозиция делает вид, что критикует, а власть делает вид, что слушает. Чиновники все равно поступают по-своему».
Омск