В волгоградском сегменте социальных сетей хорошо известны около двух десятков активных блогеров. Среди них Никита Барышев, Сергей Стукалов, Олег Чеботарев, Алексей Ульянов, Анна Степнова, Светлана Селезнева, Мария Доброскокина и др. В числе известных в Интернете персон есть как гражданские активисты и идеалисты-общественники, так и «блогеры по вызову», занимающиеся банальным зарабатыванием денег через дискредитацию юридических и физических лиц по заказу.
Хотя сегодня в Волгограде нет интернетчиков, которые бы подпадали под нормы закона о приравнивании блогеров к СМИ, однако есть обитатели блогосферы, которые широко известны за пределами региона, и их публикации не раз попадали в топы Живого Журнала. В среднем у этих блогеров 1500 друзей в Facebook – наиболее популярной у креативного класса соцсети. По словам политолога Виталия Арькова, «именно с помощью Facebook волгоградские блогеры сегодня в основном распространяют информацию в соцсетях». Тем не менее у каждого активного волгоградского блогера есть аккаунты в ЖЖ.
Большинство волгоградских топ-блогеров регулярно пишут об общественных проблемах и политике. Иногда честно, то есть изливая искренние личные переживания по тем или иным политическим поводам, иногда – за деньги, распространяя точку зрения оплатившего процесс интересанта. Вторая по популярности блоготема – хобби, путешествия. На третьем месте – благотворительность. «Выбор тематики связан с текущей деятельностью конкретного блогера, его трудовой карьерой, – рассказывает эксперт по волгоградской блогосфере Анна Павлова. – Для большинства блогеров аккаунт – это средство распространения определенной информации, инструмент достижения конкретных целей, самопиар».
Хотя в волгоградской блогосфере на слуху несколько имен, занимающихся политическими и коррупционными расследованиями, однако эти персонажи, равно как и их разоблачения, не пользуются особым доверием даже у коллег по «блогоцеху». «Как правило, это эрзац-расследования, – отмечает политический эксперт Алексей Крымин. – Они представляют собой банальный слив через соцсети реального или выдуманного компромата, подготовленного совсем другими людьми. Цель таких «расследований» – вбросить в общественное мнение определенную тему, спровоцировать информационную волну для дискредитации того или иного политика или чиновника. Очень редко информация с такими «разоблачениями» позднее подтверждается».
По словам Крымина, хрестоматийным примером для региона является информационная война в волгоградской блогосфере, которая велась против теперь уже бывшего губернатора Сергея Боженова: «Эту войну развязали ряд депутатов, федеральных и местных политиков, а также чиновников силовых ведомств, которые использовали наиболее беспринципную часть блогерского сообщества для прямой дискредитации Боженова. На эту войну только в блогосфере было потрачено несколько миллионов рублей. При этом абсолютное большинство информационных «бомб», взорванных в блогосфере, потом так и не подтвердилось».
«Блогосфера давно уже стала пространством и инструментом для ведения информационных войн, и волгоградская ее часть не является исключением. Значительная часть блогеров вполне сознательно участвует в этих войнах в качестве платных наемников», – уверен политический эксперт Евгений Калинин.
По словам одного из волгоградских блогеров, некоторые из его коллег не только давно и успешно сотрудничают с представителями силовых структур, но и пользуются их покровительством. С некоторых пор участники «силового пула блогеров» были замечены даже в распространении слухов о «причастности к ЦРУ» некоторых волгоградских журналистов, у которых с этими блогерами не сложились отношения. «В блогосфере давно и тщательно выращивается субкультура 1937 года, и многие блогеры в этом процессе с удовольствием участвуют», – считает Алексей Крымин.
Волгоградские чиновники давно уже признали силу и значение блогосферы. И региональные, и муниципальные власти активно взаимодействуют с наиболее раскрученными блогерами. Несколько блогеров в 2013 году стали советниками главы Волгограда, вошли в состав общественных советов при различных министерствах областного правительства. Мотивированные властями блогеры в ответ «пиарят» соответствующих чиновников, депутатов, политиков в социальных сетях.
Волгоград