Волгоградское движение «Новые люди» сошло с политической сцены сразу после того, как перестало получать дотации. Фото со страницы «Новые люди» в социальной сети ВКонтакте
В Волгоградской области сегодня не осталось ни одного массового общественно-политического молодежного движения. Хотя еще семь лет назад регион являлся одним из лидеров в стране по направлению «молодежь в политике». На смену политическим молодежным движениям пришли волонтерские объединения и поисковые отряды, избегающие прямого участия в борьбе за власть.
В середине нулевых годов в Волгограде было создано, пожалуй, самое мощное и активное молодежное движение со времен ВЛКСМ под названием «Новые люди». Благодаря активности и организаторским способностям ее лидера депутата Волгоградского горсовета Владимира Васина «Новые люди» очень скоро нашли поддержку у тогдашнего куратора российской внутренней политики Владислава Суркова. В итоге «Новые люди» наряду с «Нашими» и «Молодой гвардией «Единой России» (МГЕР) вошли в пул ведущих кремлевских молодежных движений России.
«После оранжевой революции в Украине в 2004 году и федеральный Центр, и региональные власти начали активно финансировать молодежные движения, – рассказывает политолог Андрей Миронов. – Однако когда угроза цветной революции в России миновала, стал спадать и интерес власти к молодежным политическим объединениям. Поэтому взлет и падение тех же «Новых людей» были достаточно стремительными. Политический заказ и бюджетное финансирование обеспечили рост молодежной активности в стране и регионе. Утрата того и другого стала причиной разрушения молодежной политической инфраструктуры».
Причудливо сложилась и судьба самого лидера волгоградских «Новых людей» Владимира Васина. Благодаря своим талантам и политической конъюнктуре он занял пост председателя областного комитета по делам молодежи. Однако спустя некоторое время в отношении него было возбуждено уголовное дело (злые языки утверждают, что заказное) якобы по фактам махинаций с бюджетными средствами при организации детского отдыха, которое обеспечило Васину шесть лет пребывания в колонии строгого режима. «Васин около шести лет боролся за интересы нынешней российской власти против оппозиции, а в итоге получил шесть лет тюрьмы от той же самой власти», – заявил «НГ» один из бывших активистов «Новых людей».
Крах проекта «Новых людей» в 2010–2011 годах привел к потере интереса к политической активности со стороны волгоградской молодежи. «Молодые люди мало интересуются политикой в смысле своей карьеры, – считает политический эксперт Евгений Калинин. – Молодежная активность основана на нескольких совершенно не политических факторах – практиках подражания, моде, стремлении потусоваться (неважно, по какому поводу). Если «заниматься политикой» перестает быть модным, а политические акции потеряют тусовочное измерение, то молодежные группы от политической активности быстро откажутся».
Сегодня в регионе молодежная активность сосредоточена почти исключительно в сфере волонтерского движения. Крупнейшие волонтерские центры существуют в Волгоградском госуниверситете, сельскохозяйственной академии и педагогическом университете. Волонтерские сообщества объединяют не только студенческую молодежь, но и учащихся старших классов. Основные сферы деятельности волонтеров – поисковая работа, помощь ветеранам и детям-сиротам, экология (очистка берегов рек, родников, уборка мусора и пр.). Волгоградские волонтерские сообщества активно работали на Олимпиаде и Паралимпийских играх в Сочи 2014 года.
Волгоград