Ильич в Красноярске – главный символ борьбы с «буржуазной властью». Фото с сайта www.kprfkrsk.ru
В Красноярском крае немало мест, чья сакральность связана прежде всего с символами коммунизма. Этому способствовало царское правительство, благодаря которому на берегах Енисея в свое время в ссылке побывали сразу два вождя мирового пролетариата – Владимир Ленин и Иосиф Сталин. Правда, очутились они в разных концах Красноярского края: Ленин – на юге, в Шушенском, Сталину повезло меньше – его отправили в суровый Туруханский край.Если сталинские места на севере края зарастают травой забвения, то в Шушенском до сих пор главной достопримечательностью является историко-этнографический заповедник, который в советскую эпоху был посвящен сибирской ссылке вождя. Корреспондент «НГ» в школьные годы даже ходил в походы к «шалашу» Ленина, который якобы сохранился до 70-х годов прошлого столетия…
В Красноярске «места силы» также связаны в основном с советской эпохой. «Для коммунистов «сакральными» местами являются могилы борцов Революции в районе Покровского кладбища и местная Красная площадь, – говорит лидер регионального отделения партии «Коммунисты России» Андрей Селезнев. – Именно здесь чувствуешь трепет и очищающую благородную ярость, которая поднимает на борьбу. К сожалению, своих сил не хватает привести в порядок эти места. А неоднократные обращения к буржуазной власти не дали пока результата: памятные знаки на этих местах ветшают, Вечный огонь на Красной площади не горит».
«Буржуазная власть» иногда дает слабину. В мае этого года Заксобрание удовлетворило просьбу крайкома КПРФ, передав в безвозмездное пользование коммунистам старинный двухэтажный особняк в центре Красноярска, в котором когда-то останавливался Ленин. КПРФ обязалась выполнять все охранные мероприятия и сохранить памятник как музей.
Безусловно, сакральным местом является и площадь Революции, на которой установлен памятник Ильичу. Фоном ему служит здание краевой власти, воздвигнутое на месте взорванного в 1936 году Рождественского кафедрального собора. В 90-е годы на гребне рыночных преобразований прямо напротив здания были установлены торговые павильоны. Снесли их только в 2010 году.
Стоит отметить, что у других политических сил были попытки уже в постсоветскую эпоху создать некие альтернативные «центры силы». Например, регионал-патриотическое движение «Наши» (не путать с федеральными «Нашими») такой точкой выбрало один из главных символов Красноярска – часовню Параскевы Пятницы, расположенную на вершине Караульной горы. Ежегодно 23 декабря основатели «Наших» собираются здесь, чтобы вспомнить былые политические битвы. С 2001 года представители партии власти водружают флаг страны над одной из скал над Енисеем. Правда, первыми эту традицию заложили еще комсомольцы – строители Красноярской ГЭС.
Наблюдатели подчеркивают, что сегодня практически у каждого сословия красноярцев есть свои «сакральные места». «Если воспринимать такие места как просто узлы пространства, наделенные особыми смыслами, то здесь мы видим большое разнообразие – для разных сегментов общества разные места и неодинаковые смыслы, – подчеркивает политолог Павел Клачков. – Например, традиционными местами встреч для жителей Красноярска являются Театральная площадь перед театром оперы и балета и набережная Енисея. Нельзя не упомянуть известный во всем мире заповедник «Столбы», где даже сформировалась особая субкультура «столбистов». Для поклонников социализма и левых идей точкой притяжения является памятник Ленину. Так что каждый красноярец может выбрать для себя особое, свое место по своим интересам и статусу».
Красноярск