Уссурийский тигр, море, тайга, кедр и правый руль – традиционные символы Приморья, которые называют жители в опросах, так любимых местными СМИ. У региональных чиновников сейчас в моде иные знаки: новый университет, театр оперы и балета, мосты, построенные к саммиту АТЭС-2012.
Оттого, что население и власть по-разному смотрят на край и жизнь в нем, конкурсы и праздники, устраиваемые для приморцев, не вызывают у обеих сторон бурной поддержки. К примеру, в октябре 2013 года Приморье отмечало 75-летие. Организаторы решили, что к торжественной дате краю необходимо обзавестись народным логотипом. Победил эскиз 16-летнего школьника Дмитрия Крашенинина из поселка Камень-Рыболов, на котором изображен якорь в бескозырке. По условиям конкурса теперь его будут печатать на сувенирной продукции. Но он вряд ли приживется в народе: рисунок сразу после утверждения вызвал не только шквал критики и смех в Интернете, но и убеждение, что в очередной раз чиновниками были зря потрачены деньги.
Заполнить пустоту между властью и населением помогли бы исследования, проводимые учеными-историками местного отделения РАН о представлениях дальневосточников о мире и месте, в котором они живут. Но они, увы, не интересуют региональную власть. Поэтому немногочисленные акции и мероприятия, призванные возбудить в приморцах любовь к малой родине, хаотичны, малорезультативны и вызывают скептицизм у экспертов. «Почему конкурс, посвященный 75-летию края, назывался «Семь чудес Приморья», а не десять или, скажем, пять чудес? – недоумевает политолог Виктор Бурлаков. – Все эти компании движимы сиюминутными задачами, глубины в них нет, они не пробуждают людей глубже узнать историю родного края, полюбить его».
Эксперт объясняет бездействие краевой власти в воспитании регионального патриотизма отчасти зыбкостью грани между ним и сепаратизмом: «Воспитание любви к малой родине у нас находится в загоне, в лучшем случае ограничивается школьным курсом краеведения или истории Дальнего Востока в вузе, но это мало что дает. Подобная ситуация – ненормальная. Но после того, как наказание за пропаганду сепаратизма, как обещается, увеличат до 10 лет, никакой здравомыслящий чиновник и вовсе не станет проявлять активность, боясь заполучить подобное обвинение».
Депутат краевого парламента Владимир Беспалов также не смог припомнить краевой программы, стимулирующей любовь к малой родине: «Подобные патриотические акции устраиваются лишь на муниципальном уровне. Люди с интересом начинают изучать историю своего села или поселка накануне юбилейных дат, участвуют в конкурсах. Опыт городов и поселков можно было обобщить и создать краевую программу».
Собеседники «НГ» полагают, что в большинстве своем приморцы и без призывов любят край и гордятся им, а уезжают из-за тяжелых социально-экономических условий. «Но приморцев, даже если они уже не связывают себя с регионом, всегда можно узнать по словечкам, которые употребляются только здесь. Например, слова «богодул» или «чифанить» от китайского слова «чифань», что означает «кушать», – рассуждает Бурлаков. – А нынешние символы – «правый руль» или «Зеленка» (автомобильный рынок японских машин «Зеленый угол». – «НГ») – преходящие и конъюнктурные».
Владивосток